04 августа 2017 г. |
Дело N А44-9580/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.08.2017.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Самсоновой Л.А.,
при участии от Департамента финансов Новгородской области Бойцова В.В. (доверенность от 07.02.2017 N 1), от общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие N 3" Анисимова О.В. (протокол N 8 от 03.08.2009 общего собрания учредителей),
рассмотрев 03.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие N 3" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 15.02.2017 (судья Самарин А.Д.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А44-9580/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие N 3", место нахождения: 173008, Великий Новгород, Магистральная улица, дом 13, ОГРН 1065321093760, ИНН 5310013471 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском о взыскании с Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области, место нахождения: 173005, Великий Новгород, площадь Победы - Софийская, дом 1, ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776 (далее - Департамент финансов) 19 450 915 руб. 78 коп. Иск принят с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области (далее - Департамент транспорта).
Решением суда первой инстанции от 15.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.05.2017, с Новгородской области в лице Департамента финансов за счет казны Новгородской области в пользу Общества взысканы убытки в размере 922 492 руб. 40 коп. В остальной части иска отказано. Также с Общества в доход федерального бюджета взыскано в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 114 483 руб.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, требования Общества удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель Общества поддержал требования, изложенные в жалобе, а представитель Департамента финансов, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в 2014 году Общество в Великом Новгороде осуществляло перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на основании соответствующих договоров, заключенных с Администрацией Великого Новгорода, Комитетом транспорта и связи Новгородской области, Комитетом транспорта Новгородской области, в том числе льготных категорий граждан по единым социальным проездным билетам (далее - ЕСПБ).
Судом первой инстанции также установлено, что Департаментом транспорта для компенсации Обществу выпадающих доходов в связи с перевозкой льготных категорий граждан в 2014 году за счет средств бюджета Новгородской области начислена субсидия в размере 1 211 565 руб., из которых перевозчику за I - III кварталы 2014 года выплачено 289 072 руб. 06 коп.
Согласно расчету Общества, недополученные им доходы в связи с перевозкой льготной категории граждан за 2014 год составили сумму в 19 450 915 руб. 78 коп.
Сославшись на то, что за счет средств соответствующего бюджета расходы по перевозке пассажиров по ЕСПБ в указанной сумме не компенсированы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций признали требования Общества в размере 922 492 руб. 40 коп. обоснованными как по праву так и по размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в частности, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ.
Законом Новгородской области от 02.06.2009 N 540-ОЗ "О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок" (действие приостановлено Законом Новгородской области от 26.02.2015 N 719-ОЗ; подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Закон N 540-ОЗ) предусмотрено, что граждане, получающие ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, имеют право приобретать ЕСПБ на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях (пункт 1 статьи 1); форма ЕСПБ, их стоимость, порядок продажи и пользования ЕСПБ, срок их действия, порядок распределения между перевозчиками выручки от продажи ЕСПБ устанавливается Правительством Новгородской области (пункт 2 статьи 1).
Во исполнение названного областного закона Администрация Новгородской области постановлением от 29.12.2005 N 519 (действие приостановлено постановлением Правительства Новгородской области от 27.03.2015 N 120; подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям) утвердила Положение о порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами, согласно пункту 3 которого право на приобретение проездных билетов имеют граждане, являющиеся получателями ежемесячных или ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральным и областным законодательством, местом жительства которых является территория области.
Порядок предоставления субсидий организациям автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области, утвержден постановлением Администрации Новгородской области от 16.03.2009 N 65 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка им регламентируется предоставление субсидий перевозчикам отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ в соответствии с постановлением Администрации области от 29.12.2005 N 519, на возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением указанным категориям граждан права на проезд по ЕСПБ, за счет средств областного бюджета.
В силу пункта 4 Порядка субсидия предоставляется при наличии у перевозчика договора (контракта) на осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, а также при условии заключения не позднее I квартала текущего финансового года либо не позднее одного месяца с даты заключения договора (в случае заключения договора в течение года) соглашения о предоставлении субсидии между Департаментом и перевозчиком, обязательным условием которого является согласие перевозчика на осуществление Департаментом как главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения перевозчиком условий, целей и порядка ее предоставления. Типовая форма соглашения утверждается приказом Департамента.
Расчет объема субсидии осуществляется в соответствии с пунктами 6 и 7 Порядка на основании отчетных данных о транспортной работе, представляемых перевозчиком.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, принимая во внимание приведенные положения статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона N 540-ОЗ, постановлений Администрации Новгородской области от 29.12.2005 N 519 и от 16.03.2009 N 65, а также упомянутые разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, расходное обязательство по финансированию предоставления субсидий перевозчикам отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ, возникло у Новгородской области.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что согласно расчету Департамента транспорта на основании отчетных данных о транспортной работе, представленных Обществом, истцу начислена субсидия за 2014 год в размере 1 211 565 руб.
Исходя из лимитов бюджетных обязательств, выплата Обществу субсидии за I - III кварталы 2014 годы произведена в размере 289 072 руб. 06 коп.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами, суд первой инстанции удовлетворил иск частично, взыскав в пользу Общества с Новгородской области 922 492 руб. 94 коп. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
При этом суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что при отсутствии доказательств реального количества перевезенных лиц, обладающих правом льготного проезда, Общество не представило объективных доказательств, свидетельствующих о причинении ему убытков в виде недополученных доходов, связанных с перевозкой пассажиров льготных категорий граждан в 2014 году, в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил ссылку Общества на дело N А44-6465/2014, поскольку судебные акты по названному делу приняты при иных фактических обстоятельствах.
Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм вышеназванного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 15.02.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 по делу N А44-9580/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие N 3" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.