04 августа 2017 г. |
Дело N А56-90062/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Захаровой М.В., Преснецовой Т.Г.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Боглачевой Л.И. (доверенность от 29.12.2016), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Жуковской Л.В. (доверенность от 22.12.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2017 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017 (судьи Кашина Т.А., Колосова Ж.В., Полубехина Н.С.) по делу N А56-90062/2016,
установил:
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, пр. Смольный, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400 (далее - Управление Росреестра), от 11.10.2016 N 78/080/014/2016-262 и обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Санкт-Петербурга на земельный участок общей площадью 227 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, уч. 1 (юго-западнее д. 38, лит. А по пр. Обуховской обороны), кадастровый номер 78:12:0007021:62.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Горэлектротранс", место нахождения: 196105, Санкт-Петербург, ул. Сызранская, д. 15, ОГРН 1027809259730, ИНН 7830001927 (далее - Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 16.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.05.3017, признан незаконным отказ Управления Росреестра от 11.10.2016 N 78/080/014/2016-262, на Управление Росреестра возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности Санкт-Петербурга на земельный участок общей площадью 227 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, уч. 1 (юго-западнее д. 38, лит. А по пр. Обуховской обороны), кадастровый номер 78:12:0007021:62.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований Комитета.
Податель жалобы ссылается на то, что на 01.07.2006 спорный земельный участок не соответствовал критериям, установленным статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации", государственная собственность на данный земельный участок осталась не разграниченной, в связи с чем отказ в государственной регистрации не нарушает прав и законных интересов Комитета.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Предприятие, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет и Предприятие заключили договор аренды земельного участка от 26.05.2015 N 13/ЗК-05253 (далее - Договор), по условиям которого Предприятию во временное владение и пользование передан земельный участок общей площадью 227 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, уч. 1, кадастровый номер 78:12:0007021:62 (далее - Участок) для использования под разворотное трамвайное кольцо сроком до 25.01.2020.
Право аренды зарегистрировано 31.03.2015 в установленном законом порядке.
Указывая на то, что Договор аренды является действующим, объекты капитального строительства, прошедшие государственный кадастровый учет, в границах Участка отсутствуют, 22.04.2016 Комитет, полагая, что в силу пункта 2 статьи 3.1 Федерального Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в отношении Участка возникло право собственности Санкт-Петербурга, обратился в Управление Росреестра за государственной регистрацией права собственности Санкт-Петербурга на земельный участок.
Сообщением Управления Росреестра от 11.10.2016 N 78/080/014/2016-262 Комитету отказано в государственной регистрации права собственности Санкт-Петербурга, поскольку предоставление земельного участка в аренду Предприятию, по мнению регистрирующего органа, не свидетельствует о возникновении у Санкт-Петербурга права собственности в порядке разграничения прав на землю.
Полагая, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на Участок является незаконным и нарушает права и законные интересы Санкт-Петербурга, Комитет обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции придя к выводу о том, что право собственности Санкт-Петербурга в отношении Участка возникло 26.05.2015 на основании положений пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ при предоставлении Предприятию Участка по договору аренды, удовлетворил заявленные Комитетом требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
В статье 20 Закона N 122-ФЗ исчерпывающе перечислены основания для отказа в государственной регистрации прав, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
Статьей 18 ЗК РФ определено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Как следует из пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Статьей 30.1 Закона N 122-ФЗ определено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
В момент принятия Управлением Росреестра оспариваемого отказа от 11.10.2016 N 78/080/014/2016-262 перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю (далее - Перечень), был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
Пунктом 2 указанного перечня предусмотрено, что правоустанавливающими документами на земельный участок (в случае если основанием для регистрации права собственности является принадлежность земельного участка) являются акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Кассационная инстанция считает, что договор аренды от 26.05.2015 N 13/ЗК-05253 не является правоустанавливающим документом, предусмотренным в пункте 2 Перечня, поскольку временный характер пользования земельным участком не свидетельствует о принадлежности земельного участка Предприятию в смысле пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ. Более того, иное означало бы, что город Санкт-Петербург как субъект Российской Федерации, выступая в лице своего органа (Комитета), передавая земельный участок в аренду своему предприятию, по сути, разграничивал права на землю, действуя при этом по своему усмотрению и в своем интересе.
Кроме того в пункте 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ прямо указано, что к федеральной собственности относятся земельные участки находящиеся на праве аренды у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук, а также переданные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
В то время как в пунктах 2 и 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, определяющих критерии отнесения земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, принадлежность земельных участков предприятиям или организациям на праве аренды, как основание для разграничения права государственной собственности на землю, не указана.
Поскольку Комитетом не были представлены надлежащие правоустанавливающие документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении права собственности на землю, Управление Росреестра обоснованно отказало в совершении регистрационных действий.
Учитывая изложенное, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Комитетом требований.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017 по делу N А56-90062/2016 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.