09 августа 2017 г. |
Дело N А56-13328/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Мунтян Л.Б., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "Санкт-Петербургские электрические сети" Веревкиной Н.В. (доверенность от 07.06.2017 N 292),
рассмотрев 08.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2016 (судья Боровлев Д.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 (судьи Толкунов В.М., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-13328/2016,
установил:
Акционерное общество "Санкт-Петербургские электрические сети", место нахождения: 196191, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 7, литера "А", ОГРН 1027810338984, ИНН 7826074344 (далее - АО "СПб ЭС"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 4-я линия, дом 13, литера "А", ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - УФАС, Управление), от 03.12.2015 по делу N Т02-615/15 о нарушении заявителем пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3, а также части 8 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Оборонэнерго" и общество с ограниченной ответственностью "СУ71" (далее - ООО "СУ71").
Решением суда первой инстанции от 18.10.2016 заявленное требование удовлетворено: оспариваемое решение УФАС признано недействительным.
Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение суда от 18.10.2016.
Установив, что судом первой инстанции были допущены нарушения норм процессуального права, повлекшие нарушения процессуальных прав участников процесса, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению спора по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением апелляционного суда от 28.04.2017 решение суда первой инстанции от 18.10.2016 отменено; заявленное требование удовлетворено: оспариваемое решение УФАС признано недействительным.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить в части признания оспоренного ненормативного правового акта УФАС недействительным.
В судебном заседании представитель Общества отклонил доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Остальные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, заявитель в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ, а также согласно "Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "СПб ЭС", утвержденному решением совета директоров организации от 29.04.2015, в качестве заказчика провел открытый запрос предложений (извещение N 31502907436) "на право заключения договора на выполнение полного комплекса проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ с поставкой оборудования для создания внешней схемы электроснабжения объекта: военный городок N 49 ВМА им. С.М. Кирова филиал "Северо-Западный" ОАО "Оборонэнерго" по адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр., д. 47" (далее - закупка).
Ссылаясь на неправомерные действия организатором закупки, ООО "СУ 71" обратилось в УФАС с жалобой. По результатам ее рассмотрения Управление вынесло упомянутое решение УФАС от 03.12.2015. Согласно данному решению жалоба ООО "СУ 71" признана обоснованной, а в действиях организатора торгов были выявлены нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3, а также части 8 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся: "несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное в результате неразмещения в закупочной документации объектных и локальных смет N 0101, N 05-06-01, N 12-01, N 12-06, ссылка на которые содержится в "Расчете предельной (максимальной) стоимости предмета запроса предложений", опубликованном в составе закупочной документации; "в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем объединения в один лот закупки проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ, а также услуг по поставке оборудования"; "в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в несоблюдении требований нормы статьи, допущенные в результате указания в закупочной документации сведений о предмете закупки, не соответствующих указанным в извещении о закупке на официальном сайте в разделе закупки.".
Не согласившись с законностью указанного решения УФАС, АО "СПб ЭС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций констатировали отсутствие у Управления правовых оснований для принятия оспариваемого решения, в связи с чем удовлетворили заявление Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы УФАС в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу статьи 6 Закона N 223-ФЗ контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Вместе с тем в силу части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона N 223-ФЗ носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ должны применяться с учетом данной нормы.
Таким образом, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
Применительно к настоящему спору суды первой и апелляционной инстанций надлежащим образом исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, после чего установили, что в жалобе ООО "СУ 71" не указывалось на наличие оснований, приведенных в части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ; такие нарушения не установлены и в оспоренном решении УФАС.
Учитывая, что в рамках настоящего спора подлежат применению правовые положения Закона N 223-ФЗ, оспариваемое решение УФАС является незаконными ввиду отсутствия у антимонопольного органа полномочий на рассмотрение жалобы ООО "СУ 71" в связи с отсутствием в ней доводов о нарушениях, перечисленных в части 10 статьи 3 названного Закона N 223-ФЗ.
Ввиду изложенных обстоятельств дела оспариваемое решение УФАС правомерно признано судами двух инстанций недействительным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 по делу N А56-13328/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.