10 августа 2017 г. |
Дело N А42-4601/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" Храмовой Т.А. (доверенность от 02.08.2017), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области Ореховой О.С. (доверенность от 22.12.2016), Миронова С.А. (доверенность от 11.10.2016),
рассмотрев 07.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.01.2017 (судья Воронцова Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу N А42-4601/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство", место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Коминтерна, д. 15, ОГРН 1025100864150, ИНН 5190400250 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области, место нахождения: 183038, г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 2, ОГРН 1045100220505, ИНН 5199000017 (далее - Инспекция), от 29.03.2016 N 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 09.01.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.04.2017, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 09.01.2017 и постановление от 19.04.2017 в части непринятия к вычету 1 508 400 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в этой части.
По мнению подателя жалобы, в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), действовавшими в 2002 году, Общество было не вправе принять к вычету суммы НДС, уплаченные продавцу при приобретении объектов незавершенного строительства, такое право у него возникло лишь при реализации указанных объектов, а именно в III квартале 2015 года; судами не дана оценка доводу Общества о том, что изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 119-ФЗ), улучшают положение налогоплательщика, поэтому могут иметь обратную силу; Общество имело право принять к вычету сумму НДС, уплаченную продавцу при приобретении в 2002 году объектов незавершенного строительства, в течение трех лет после ввода таких объектов в эксплуатацию или их реализации.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители Инспекции возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной Обществом 26.10.2015 налоговой декларации по НДС за III квартал 2015 года Инспекция 09.02.2016 составила акт N 1 и с учетом возражений налогоплательщика 29.03.2016 вынесла решение N 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Обществу доначислено 1 639 237 руб. НДС, начислено 69 081 руб. 60 коп. пеней, оно привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 327 847 руб.
40 коп. штрафа.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 14.06.2016 N 193 апелляционная жалоба Общества на решение Инспекции оставлена без удовлетворения.
Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, указав, что право на применение налогового вычета по счету-фактуре от 29.04.2002 N 12, выставленному открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Северные ресурсы", возникло у Общества с 01.01.2006 и могло быть реализовано в течение трех лет, то есть до 01.01.2009; предусмотренный пунктом 2 статьи 173 НК РФ срок для предъявления спорных налоговых вычетов по НДС, заявленных Обществом в III квартале 2015 года, истек, в связи с чем Инспекция правомерно отказала Обществу в их применении.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Как следует из материалов дела, Общество (покупатель) и ОАО "Северные ресурсы" (продавец) 14.02.2002 заключили договор купли-продажи N 99, по условиям которого продавец обязался передать в собственность покупателя принадлежащее ему недвижимое имущество - объекты незавершенного строительства, а покупатель - принять имущество, уплатить за него установленную договором цену (счет-фактура от 29.04.2002 N 12 на 9 050 400 руб., в т.ч. 1 508 400 руб. НДС).
Приобретенные Обществом объекты незавершенного строительства реализованы 24.07.2015; сумма НДС (1 508 400 руб.) отражена Обществом в налоговой декларации за III квартал 2015 года в составе налоговых вычетов по НДС.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи либо для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 171 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2006, на момент приобретения Обществом объектов незавершенного строительства вычетам подлежали суммы налога, в том числе суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
В силу пункта 5 статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2006) вычеты сумм налога, указанных в пункте 6 статьи 171 НК РФ, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) или реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Исходя из норм Налогового кодекса Российской Федерации, действовавших на момент приобретения Обществом объектов незавершенного строительства, Общество было не вправе принять к вычету НДС с уплаченных за них сумм.
Согласно изменениям, внесенным Законом N 119-ФЗ в пункт 5 статьи 172 НК РФ, вычеты сумм налога, указанных в абзацах 1 и 2 пункта 6 статьи 171 НК РФ, производятся в порядке, установленном абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ.
В соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 119-ФЗ он вступил в силу с 01.01.2006, за исключением положений, указанных в части 2 названной статьи.
Таким образом, с 01.01.2006 налогоплательщики были вправе принять к вычету НДС с сумм, предъявленных при приобретении объектов незавершенного строительства, при наличии соответствующих счетов-фактур, первичных документов и после принятия таких объектов на учет.
Статьей 3 Закона N 119-ФЗ предусмотрены переходные положения, устанавливающие порядок предъявления к вычету сумм НДС по отдельным хозяйственным операциям.
Поскольку указанная статья не содержит каких-либо переходных положений для ситуаций, когда налогоплательщики приобрели объекты незавершенного строительства и их не завершили до 01.01.2006, следовательно, не имели права на налоговый вычет в момент их приобретения, налогоплательщики вправе реализовать свое право на этот вычет в течение трех лет начиная с момента действия изменений, внесенных в пункт 5 статьи 172 НК РФ, то есть с 01.01.2006.
С учетом изложенного суды сделали обоснованный вывод о возникновении у Общества права на применение налогового вычета по счету-фактуре от 29.04.2002 N 12 с 01.01.2006, то есть с момента внесения соответствующих изменений в правовое регулирование, и о его реализации в соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ в течение трех лет, то есть до 01.01.2009.
В ходе рассмотрения настоящего дела судами двух инстанций не установлены обстоятельства, которые бы препятствовали Обществу реализовать свое право на вычеты по НДС в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки.
Исходя из изложенного суды пришли к обоснованному выводу о правомерности отказа в заявлении Обществом 1 508 400 руб. НДС в декларации за III квартал 2015 года по счету-фактуре от 29.04.2002.
Довод подателя жалобы со ссылкой на официальные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации о правомерности его позиции оценен судами двух инстанций и обоснованно ими отклонен.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе Общества, выводов судов не опровергают, а по существу сводятся к иной оценке отдельных доказательств и установленных судами фактических обстоятельств вне их связи в совокупности с иными материалами дела, что находится в противоречии с правилами оценки судом доказательств, которые предусмотрены статьей 71 АПК РФ.
Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
Несогласие подателя жалобы с правовой оценкой доказательств, изложенной судами в принятых по делу судебных актах, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к конкретным фактическим обстоятельствам настоящего дела.
Кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
При подаче кассационной жалобы Общество по платежному поручению от 30.05.2017 N 4475 уплатило 3000 руб. государственной пошлины. С учетом положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ излишне уплаченные подателем кассационной жалобы 1500 руб. государственной пошлины подлежат возврату ему из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.01.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 по делу N А42-4601/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Мурманское морское пароходство", место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Коминтерна, д. 15, ОГРН 1025100864150, ИНН 5190400250, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченных при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 30.05.2017 N 4475.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.