21 августа 2017 г. |
Дело N А56-40524/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Преснецовой Т.Г., Ракчеевой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гатчинская гольф-деревня" Довбуша Т.Н. (доверенность от 10.01.2017 N 5), от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области Архиповой В.Ю. (доверенность от 25.01.2016 N исх/01195),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2017 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 (судьи Кашина Т.А., Горбик В.М., Колосова Ж.В.) по делу N А56-40524/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гатчинская гольф-деревня", место нахождения: 188365, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, пос. Сусанино, 6-я линия, д. 112, пом. 11, ОГРН 1044702087814, ИНН 4719025925 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Ленинградской области (далее - Кадастровая палата) от 21.04.2016 N 47/16-42248 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений в отношении вида разрешенного использования земельного участка площадью 52 041 кв. м с кадастровым номером 47:23:0521002:668, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский муниципальный р-н, Сусанинское сельское поселение, дер. Красницы, Курортный пр.; обязании Кадастровой палаты внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости путем указания вида разрешенного использования участка "для размещения линейных объектов (улично-дорожная сеть)".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Сусанинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 188365, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, пос. Сусанино, Петровский пр., д. 20, ОГРН 1054701273659, ИНН 4705031005 (далее - Администрация).
Решением от 29.01.2017 требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 данное решение оставлено без изменения.
Кадастровая палата в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, кадастровый орган правомерно отказал в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка в части вида разрешенного использования в отсутствие оформленной в соответствии с действующим законодательством карты (плана) соответствующего объекта землеустройства, где указываются все основные и вспомогательные виды разрешенного использования для территориальной зоны, сведения о которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что все требования, предусмотренные действующим законодательством для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, были соблюдены; оспариваемое решение кадастрового органа не соответствует положениям градостроительного, земельного и гражданского законодательства.
В судебном заседании представитель Кадастровой палаты поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Администрация о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка площадью 52 041 кв. м с кадастровым номером 47:23:0521002:668, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский муниципальный р-н, Сусанинское сельское поселение, дер. Красницы, Курортный пр., относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Общество обратилось в Кадастровую палату с заявлением от 30.12.2015 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного использования" на "для размещения линейных объектов (улично-дорожная сеть)".
Решением Кадастровой палаты от 21.01.2016 внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости приостановлено на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017; далее - Закон о кадастре) в связи с тем, что в адрес органа кадастрового учета от органа местного самоуправления не поступала карта (план) объекта землеустройства, являющаяся обязательным приложением к документам, которые в силу статьи 15 Закона о кадастре органы местного самоуправления обязаны направлять в кадастровый орган для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений в случае принятия ими решений об утверждении правил землепользования и застройки.
Решением Кадастровой палаты от 21.04.2016 Обществу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования в связи с истечением срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета, неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении кадастрового учета.
Общество, считая, что все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка были представлены, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На момент обращения Общества в Кадастровую палату и в период существования спорных правоотношений порядок ведения государственного кадастра недвижимости и осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества регулировались Законом о кадастре.
В силу статей 1, 7 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об учтенных в установленном порядке объектах недвижимого имущества, в том числе о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно статье 16 Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11-21.1, 25-30 части 2 статьи 7 этого Федерального закона сведений об объекте недвижимости на основании заявления и необходимых для кадастрового учета документов.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к определенной категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки, представляющих собой документ градостроительного зонирования, определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Статьей 15 Закона о кадастре предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в случае принятия ими решений об утверждении правил землепользования и застройки, об изменении вида разрешенного использования земельного участка, об утверждении проекта межевания территории направлять в орган кадастрового учета документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости с обязательным приложением карты (плана) объекта землеустройства.
Согласно статьям 19, 20 Федерального закона "О землеустройстве" карта (план) объекта землеустройства относится к землеустроительной документации и является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости заявитель представил акты органов местного самоуправления об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Сусанинское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области, утверждении проекта планировки и проекта межевания соответствующей территории в части деревни Красницы; письмо Администрации от 29.12.2015 N 1597, согласно которому в соответствии с утвержденной градостроительной документацией муниципального образования "Сусанинское сельское поселение" спорный земельный участок расположен в границах красных линий участков, предназначенных для размещения улично-дорожной сети; постановление Администрации от 29.12.2015 N 779 об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:23:0521002:668 - для размещения линейных объектов (улично-дорожная сеть).
При таких обстоятельствах судебные инстанции, проанализировав в совокупности собранные по делу доказательства, пришли к правомерному выводу, что представленные Обществом в Кадастровую палату документы подтверждали установление в отношении земельного участка вида разрешенного использования - для размещения линейных объектов (улично-дорожная сеть), а непредставление органом местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия и по запросу кадастрового органа карты (плана) объекта землеустройства само по себе не могло служить достаточным основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений характеристик земельного участка.
В таком случае суды правомерно удовлетворили требования Общества.
Доводы подателя жалобы не свидетельствуют о неверном применении судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 по делу N А56-40524/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.