22 августа 2017 г. |
Дело N А44-9466/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода "Новгородский водоканал" Пономаревой Ю.С. (доверенность от 10.04.2017 N 40),
рассмотрев 16.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Великого Новгорода на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.02.2017 (судья Киселева М.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Чередина Н.В.,) по делу N А44-9466/2016,
установил:
Администрация Великого Новгорода, место нахождения: 173007, Великий Новгород, ул. Большая Власьевская, д. 4, ОГРН 1035300275372, ИНН 5321035692 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с иском к муниципальному унитарному предприятию Великого Новгорода "Новгородский водоканал", место нахождения: 173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 33, ОГРН 1025300798522, ИНН 5321058347 (далее - Предприятие), о взыскании 1 840 544 руб. 28 коп. задолженности за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 по договорам аренды земельных участков от 07.06.2002 N 5926, от 14.08.2006 N 9744, от 13.06.2013 N 11260, а также 64 147 руб. 16 коп. неустойки за просрочку арендных платежей за период с 16.04.2016 по 18.11.2016.
Решением суда первой инстанции от 16.02.2017 с Предприятия в пользу Администрации взыскано 510 244 руб. 92 коп. задолженности и 17 982 руб. 79 коп. неустойки, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить в части отказа в удовлетворении иска и принять в данной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Податель жалобы считает, что к спорным правоотношениям не применимы положения статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), вступившей в силу с 01.03.2015, поскольку договоры аренды заключены до 01.03.2015; суды пришли к ошибочному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 53:23:7911602:16 предоставлен Предприятию для размещения объектов систем холодного водоснабжения и водоотведения местного значения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Предприятия возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
В суд кассационной инстанции 10.08.2017 от Администрации поступило письменное ходатайство, в котором она поддержала доводы кассационной жалобы и просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, муниципальному образованию - городской округ Великий Новгород принадлежат на праве собственности следующие земельные участки: площадью 19 109 кв.м с кадастровым номером 53:23:7911602:16, расположенный по адресу: Великий Новгород, ул. Германа, д. 25б; площадью 142 927 кв.м с кадастровым номером 53:23:8815102:215, расположенный по адресу: Великий Новгород, Юрьевское шоссе, д. 1; площадью 13 414 кв.м с кадастровыми номером 53:23:8724107:6, расположенный по адресу: Великий Новгород, пос. Волховский, Солнечная ул., д. 3а, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.11.2016 N 53/100/401/2016-1107, 53/100/401/2016-1106, 53/100/401/2016-1105.
На основании распоряжения Администрации от 27.05.2002 N 1855рм между Администрацией (арендодателем) и Предприятием (арендатором) заключен договор от 07.06.2002 N 5926 аренды земельного участка площадью 13 414 кв.м с кадастровым номером 53:23:8724107:6, расположенного на землях поселений в зоне рекреации Р.-Р.4 (зоны природных ландшафтов) по адресу: Великий Новгород, пос. Волховский квартал N 241, Солнечная ул., д. 3а, для эксплуатации ПНС N 20 в границах, указанных на прилагаемом к договору плане земельного участка, сроком на 49 лет (в редакции дополнительного соглашения от 15.04.2014).
Согласно пункту 1.1 договора участок считается переданным в аренду с 01.01.2002.
Кроме того, на основании распоряжения Администрации от 11.08.2006 N 4055рм между Администрацией (арендодателем) и Предприятием (арендатором) заключен договор от 14.08.2006 N 9744 аренды земельного участка площадью 19 109 кв.м с кадастровым номером 53:23:7911602:16, расположенного на землях поселений в зоне административных зданий и торговли АТ.-АТ.1 (центральная деловая зона) по адресу: Великий Новгород, ул. Германа, д. 25б, для эксплуатации производственной базы в границах, указанных на плане земельного участка, сроком на 49 лет (в редакции дополнительного соглашения от 15.04.2014).
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора участок считается переданным в аренду с 31.08.2006.
Помимо этого на основании постановлений Администрации от 27.05.2013 N 2580 и от 10.06.2013 N 2895 между Администрацией (арендодателем) и Предприятием (арендатором) заключен договор от 13.06.2013 N 11260 аренды земельного участка площадью 142 927 кв.м с кадастровым номером 53:23:8815102:215, расположенного на землях поселений в зоне рекреации Р.1. (зона историко-культурных заповедников) по адресу: Великий Новгород, Юрьевское шоссе, д. 1, для эксплуатации левобережных очистных сооружений сроком на 49 лет.
В силу пункта 1.1 договора участок считается переданным в аренду с 27.05.2013.
Пунктом 2.1 договоров N 5926 и 9744 стороны предусмотрели обязанность арендатора вносить ежегодную арендную плату за право пользование участком на основании базовых размеров арендной платы, которые ежегодно утверждаются решением Думы Великого Новгорода.
В соответствии с пунктом 2.1 договора N 11260 арендатор обязуется вносить ежегодную арендную плату за право пользование участком на основании кадастровой стоимости земельного участка и коэффициентов для расчета арендной платы, за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, которые ежегодно утверждаются решением Думы Великого Новгорода.
Согласно пункту 2.2 названных договоров изменение базовых размеров арендной платы утверждается не чаще одного раза в год решением Думы Великого Новгорода на всю территорию города в пределах территориально-экономических зон. Решение публикуется в газете "Новгород". Арендодатель извещает арендатора об изменении размера арендной платы путем направления расчета по указанному в договоре адресу или путем вручения в руки доверенному лицу с отметкой о вручении на втором экземпляре. Неполучение арендатором извещения не может служить основанием невнесения арендной платы.
Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от указанной в прилагаемом расчете суммы до истечении пятнадцатого дня начала следующего квартала, за III квартал - не позднее 15 сентября, а за IV квартал - не позднее 15 ноября текущего года (пункт 2.3 договоров).
Пунктами 2.6 договоров предусмотрено, что в случае неуплаты арендной платы в установленный договором срок арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере равном 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы неуплаты за каждый день просрочки.
Администрация, ссылаясь на нарушение Предприятием в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 обязательств по уплате арендной плате по договорам аренды N 5926, 9744 и 11260, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. При этом размер арендной платы за период с 01.01.2016 по 12.02.2016 определен Администрацией исходя из кадастровой стоимости земельных участков и коэффициента 0,0239, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 29.12.2014 N 401, а за период с 13.02.2016 по 31.12.2016 - исходя из коэффициента 0,02543, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 03.02.2016 N 714.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьями 3, 22, 39.7, 49, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 309, 310, 330, 424, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 1, 19, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьей 4-1 Областного закона Новгородской области от 14.03.2007 N 57-ОЗ "О регулировании градостроительной деятельности на территории Новгородской области" (далее - Областной закон N 57-ОЗ), пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление N 582), а также разъяснениями, данными в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), установили, что земельные участки, предоставлены Предприятию для размещения объектов систем холодного водоснабжения и водоотведения местного значения, в связи с чем пришли к выводу, что расчет арендной платы за спорные участки должен быть произведен на основании Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, земельных находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ N 217), которым установлена ставка арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Суды проверили представленный Предприятием контррасчет задолженности, произведенный им исходя из кадастровой стоимости трех земельных участков и ставки арендной платы, утвержденной Приказом N 217, и признали его правильным, в связи с чем удовлетворили требование о взыскании задолженности за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 частично, взыскав с Предприятия в пользу Администрации 510 244 руб. 92 коп. (53 659 083 руб. 61 коп. x 0,7% + 14 197 031 руб. 55 коп. x 0,7% + 5 036 018 руб. 02 коп. x 0,7%).
Поскольку Предприятие нарушило сроки внесения арендной платы за земельные участки, суды признали правомерным требование Администрации о взыскании неустойки, начисленной на основании пункта 2.6 договоров и статьи 330 ГК РФ. Вместе с тем, приняв во внимание, что требование о взыскании задолженности удовлетворено в части, суды определили размер подлежащей взысканию неустойки за период с 16.04.2016 по 18.11.2016 в общей сумме 17 982 руб. 79 коп.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьями 309 и 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Как следует из пункта 1 статьи 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Из системного толкования пунктов 16, 19 Постановления N 73 следует, что поскольку договоры аренды N 5926, 9744 и 11260 заключены после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и размер арендной платы за участки определен не по результатам торгов, то арендная плата по этим договорам является регулируемой.
Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Решением Думы Великого Новгорода от 26.12.2008 N 264 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (далее - Положение).
В соответствии с данным Положением по общему правилу размер арендной платы определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка (удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и его площади) и коэффициента, устанавливаемого нормативным правовым актом органа местного самоуправления Великого Новгорода, осуществляющего распоряжение земельными участками, для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Великого Новгорода.
Исключение составляют земельные участки, предоставленные в аренду, для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами. Размер арендной платы для них устанавливается равным размеру арендной платы, рассчитанному для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила, утвержденные Постановлением N 582.
Согласно пункту 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Во исполнение данного пункта Правил, утвержденных постановлением N 582, Министерство экономического развития Российской Федерации издало Приказ N 217, которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Судами установлено, что Предприятие создано для обеспечения населения, предприятий и организаций Великого Новгорода и Новгородского района питьевой водой.
На основании приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации от 11.03.1996 N 64 за Предприятием закреплено находящееся в муниципальной собственности имущество, состоящее из производственной базы, левобережных очистных сооружений и ПНС N 20 (насосная станция).
Из материалов дела также следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 53:23:7911602:16, 53:23:8815102:215 и 53:23:8724107:6 предоставлены Предприятию в аренду с целью эксплуатации расположенных на них объектов - ПНС N 20 (насосная станция), производственной базы и левобережных очистных сооружений.
В Генеральном плане Великого Новгорода, утвержденном решением Думы Великого Новгорода от 28.12.2009 N 553, отображены магистральные сети водопровода и используемые Предприятием объекты недвижимости, расположенные на арендуемых земельных участках, что подтверждается представленной в материалы дела выкопировкой из Генерального плана.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и установив, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставлены и используются Предприятием для обеспечения предприятий, организаций и населения Великого Новгорода и Новгородского района питьевой водой и осуществления водоотведения хозяйственно-бытовых, производственных сточных вод, пришли к обоснованному выводу о том, что арендная плата за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам, установленным Приказом N 217 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В связи с этим при определении размера задолженности за спорный период суды обоснованно согласились с контррасчетом ответчика, выполненным исходя из кадастровой стоимости переданных в аренду участков и ставки арендной платы, утвержденной Приказом N 217, и правомерно удовлетворили иск в части, взыскав с ответчика в пользу истца 510 244 руб. 92 коп. задолженности за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
По смыслу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Наличие просрочки в оплате аренды в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком. Указанное обстоятельство в соответствии с приведенными положениями гражданского законодательства и условиями договоров является основанием для начисления неустойки.
Поскольку ответчик допустил просрочку внесения арендной платы в сроки, предусмотренные договорами, истец на сумму задолженности начислил неустойку, размер которой за период с 16.04.2016 по 18.11.2016 составил 64 147 руб. 16 коп.
Учитывая, что требование о взыскании задолженности удовлетворено частично - в размере 510 244 руб. 92 коп., суды правомерно рассчитали неустойку исходя из указанной суммы и взыскали с ответчика в пользу истца 17 982 руб. 79 коп. неустойки за период с 16.04.2016 по 18.11.2016.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что к спорным правоотношениям не подлежат применению положения статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в силу с 01.03.2015, отклоняются кассационным судом как основанные на неверном толковании положений земельного и гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения. Поскольку договоры аренды заключены после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и размер арендной платы за участки определен не по результатам торгов, то арендная плата по этим договорам является регулируемой. Данный вывод согласуется с разъяснениями, данными в пунктах 16 и 19 Постановления N 73. При таком положении следует признать, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения действующей с 01.03.2015 статьи 39.7 ЗК РФ, а также Правила, утвержденные Постановлением N 582, и Приказ N 217.
Довод Администрации о недоказанности того, что земельный участок с кадастровым номером 53:23:7911602:16 предоставлен Предприятию для размещения объектов систем холодного водоснабжения и водоотведения местного значения, является несостоятельным. Доказательств использования расположенного на этом участке объекта недвижимости (производственной базы) в иных целях в материалы дела не представлено.
Иные доводы кассационной жалобы не влияют на правильность выводов судов и не могут являться основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.02.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 по делу N А44-9466/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.