22 августа 2017 г. |
Дело N А26-817/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Самсоновой Л.А., судей Александровой Е.Н., Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Питкяранта- лес" Ердяковой М.А. (доверенность от 15.05.2015, б/н),
рассмотрев 17.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.05.2016 (судья Михайлова А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2016 (судьи Горбик В.М., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А26-817/2015,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 10011016090 (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия иском к обществу с ограниченной ответственностью "Питкяранта-лес", место нахождения: г. Питкяранта; ул. Ленина, д. 31а, оф.312, ОГРН 1116324002541, ИНН 1005010935 (далее - Общество, ООО "Питкяранта-лес") о взыскании задолженности по арендной плате за пользование лесным участком в размере 1 945 089 руб. 81 коп., в том числе 854 975 руб. 20 коп. - задолженность по арендной плате за 2012 год; 810 135 руб. - задолженность по арендной плате за 2013 год, 279 979 руб. 61 коп. - пени.
Определением от 27.02.2015 суд принял к производству встречный иск Общества к Министерству об уменьшении арендной платы за 2012 и 2013 годы до 1 443 887 руб. 20 коп., в том числе в части минимальных ставок до 1 023 997 руб. 35 коп.; в части, превышающей минимальные ставки, до 4129 889 руб. 89 коп. 5.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд определением от 28.09.2015 привлек Министерство финансов Республики Карелия; приостановил производство по настоящему делу до рассмотрения дела N А26-7523/2014 в суде кассационной инстанции.
Определением от 28.01.2016 суд приостановил производство по делу до вынесения Верховным Судом Российской Федерации судебного акта по делу N А26-7523/2014.
Определением от 14.04.2016 производство по делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 24.05.2016 в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.10.2016 решение суда оставлено без изменения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.04.2017 приостановлено производство по вышеуказанной кассационной жалобе Министерства по делу N А26-817/2015 до вынесения Верховным Судом Российской Федерации судебного акта по делу N А26-6186/2015.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.06.2017 назначено судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе Министерства на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.05.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2016 по делу N А26-817/2015 и о возможности ее рассмотрения в том же судебном заседании.
Определением кассационной инстанции от 17.08.2017 производство по кассационной жалобе возобновлено.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Северо-Западного округа Соколовой С.В. произведена замена судьи Алешкевича О.А., ранее участвовавшего в рассмотрении кассационной жалобы, на судью Подвального И.О. В связи с заменой судьи рассмотрение жалобы начато сначала.
В кассационной жалобе Министерство, не согласившись с решением и постановлением судов в части отказа в удовлетворении первоначального иска, просит отменить в этой части обжалуемые судебные акты и удовлетворить требования Министерства в полном объеме.
Общество в отзыве на жалобу считает обжалуемые решение и постановление законными и обоснованными, просило в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Министерства, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как установлено судами, Государственным комитетом Республики Карелия по лесу и обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" заключен договор аренды лесного участка от 18.12.2007, по условиям которого в аренду в целях заготовки древесины передан лесной участок площадью 38233 кв. м, расположенный на территории Пяозерского и Тунгозерского участковых лесничеств Пяозерского лесничества. Лесной участок передан арендатору по акту. Срок действия договора установлен с 17.10.2006 по 31.12.2029; договор зарегистрирован в установленном порядке 24.01.2008.
В дальнейшем произошла перемена лиц в обязательстве: арендодателем стало Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, арендатором - ООО "Питкяранта-лес" на основании дополнительного соглашения от 21.03.2012.
В соответствии с пунктом 3.4.2 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором. Согласно пункту 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,41. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
Арендатор вносит арендную плату в соответствии с приложением N 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 15%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% и представляет арендодателю в месячный срок подтверждающие произведенную оплату документы.
Приложением N 4 "Сроки внесения арендной платы" определяется годовой размер арендной платы, перечисляемой в федеральный бюджет, который составляет 1663625 руб., в бюджет Республики Карелия - 682169 руб.
Размер арендной платы подлежит изменению согласно пункту 2.4 договора в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статей 73 Лесного кодекса Российской Федерации Далее - ЛК РФ).
Установленная пунктом 1.2 договора расчетная норма заготовки древесины составляет 20,2 тыс. куб. м. Тот же среднегодовой объем использования лесов указан в приложении N 3 к договору.
Арендатор на основании пункта 3.4.10 договора обязался полностью осваивать с 2008 года установленный проектом освоения лесов ежегодный размер отпуска древесины (расчетную лесосеку). Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена пунктом 4.3 договора в виде штрафа в размере 100 МРОТ.
Согласно пункту 5.2 договора после утверждения в установленном порядке проекта освоения лесов пункт 1.2 договора и приложения к нему приводятся в соответствие с проектом; в пункте 5.3 договора указано, что все изменения к договору оформляются в письменной форме, подписываются сторонами и подлежат государственной регистрации.
Арендодатель ежегодно предлагал арендатору подписать приложение N 4 "сроки внесения арендной платы" на следующий год, устанавливающее размер годовой арендной платы, отличный от подписанного при заключении договора и указанного в приложении N 4.
Из предложенного к подписанию приложения N 4 на 2012 год усматривается, что размер годовой арендной платы определен исходя из годового объема лесопользования, предусмотренного в соответствии с Проектом освоения лесного участка в размере 11000 куб. м, минимальных ставок арендной платы и ставок, превышающих минимальные (перечисляемые в региональный бюджет и определяемые посредством применения к минимальным ставкам конкурсного коэффициента).
В том же приложении установлен порядок уточнения суммы арендной платы на конец года: на основании объемов древесины по делянкам, указанным в представленных лесных декларациях, и на основании материально-денежной оценки по данным делянкам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310); в случае подачи лесных деклараций в течение года на объем, меньший установленного договором ежегодного объема использования лесов, арендная плата на не заявленный в установленном порядке объем использования лесов рассчитывается и взимается, исходя из средних ставок на 1 куб. м по хозяйствам за 2012 год. Окончательный расчет производится по состоянию на 20 декабря (после чего лесные декларации на текущий год не принимаются) и доводится до арендатора извещением.
Как установлено судами, по состоянию на начало 2012 года (15.02.2012) размер арендной платы, подлежащей перечислению в федеральный бюджет (в части минимальных ставок), определен равным 100 154 руб.; подлежащей перечислению в региональный бюджет (в части, превышающей минимальные ставки) - 41 060 руб. При этом на начало года арендная плата определялась, исходя из средних ставок, выведенных по результатам уточненного расчета арендной платы за 2011 год.
Так же, исходя из расчетной лесосеки, установленной Проектом освоения лесов, 11000 куб. м и средних ставок платы, выведенных по результатам уточненного расчета арендной платы за 2012 год, на начало 2013 года определен размер арендной платы на 2013 год. Арендная плата, подлежащая перечислению в федеральный бюджет (в части минимальных ставок) составляет 95563 руб.; подлежащая перечислению в региональный бюджет (в части, превышающей минимальные ставки) - 37958 руб.
От подписания приложения N 4 на 2012, 2013 годы в предложенной Министерством редакции Общество отказалось, сославшись на фактическое изменение порядка начисления арендной платы, установленного пунктами 2.1, 2.3 договора.
Как установлено судами обеих инстанций на основании материалов дела, арендатор в 2012, 2013 годах исчислял и вносил арендную плату за заявленную в декларациях и фактически изъятую древесину. Это обстоятельство подтверждено лесными декларациями, ведомостями материально-денежной оценки, платежными поручениями.
За фактически изъятый объем древесины арендная плата исчислена и оплачена по минимальным ставкам платы, установленным постановлением N 310. Кроме того, оплачена арендная плата за изъятый объем по ставкам, превышающим минимальные (конкурсный коэффициент).
По уточненному на конец 2012 года расчету арендной платы Министерство доначислило обществу арендную плату за не заявленный объем древесины, определенный как разница между ежегодным объемом лесопользования, установленным Проектом освоения лесов (11000 куб. м), и объемом задекларированной и фактически изъятой в 2012 году древесины. Согласно расчету Министерства доначисленная арендная плата за незаявленный объем исчислена по средним минимальным ставкам, определенным для каждого вида рубок, как результат деления суммы платежей, рассчитанных по минимальным ставкам, за изъятую древесину, на объем изъятой древесины; арендная плата в федеральный бюджет доначислена в размере 606335 руб., в бюджет Республики Карелия - 248 640 руб. 20 коп., а всего на сумму 854975 руб. 20 коп. Аналогичным способом рассчитана арендная плата за не освоенный объем лесопользования за 2013 год. Согласно расчету арендная плата в федеральный бюджет доначислена в размере 557085 руб., в бюджет Республики Карелия - 253050 руб. (всего 810 135 руб.).
Министерство неоднократно направляло в адрес ответчика претензионные письма с требованием погасить задолженность по арендной плате и пени, которые ответчик оставил без удовлетворения.
Поскольку ответчик не погасил задолженность по арендным платежам и пени за недоосвоение установленного годового объема использования лесов, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с общества задолженности по арендной плате и пени за 2012 год, 2013 год в общей сумме 1945089 руб. 81 коп.
Общество обратилось со встречным иском к Министерству об уменьшении арендной платы за 2012 и 2013 годы до 1 443 887 руб. 20 коп. Встречные исковые требования обоснованы положениями статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации. Общество просило уменьшить размер годовой арендной платы на 2012 и 2013 годы по тем основаниям, что в отличие от установленного договором годового объема изъятия лесных ресурсов в размере 20200 куб. м Проектом освоения лесов такой объем установлен в размере 11000 куб. м и его превышение не допускается в силу положений статьи 23, пункта 4 статьи 29, статей 87 и 88 ЛК РФ. В дополнительной письменной позиции по делу Общество указало, что Министерство выполнило расчет арендной платы с применением усредненных ставок платы за древесину, что не предусмотрено действующим законодательством; арендная плата и пени начислены за недоосвоенный объем, который может быть освоен арендатором в три последующих года; неустойка за недоосвоенный в 2012 и 2013 году объем изъятия древесины арендатором полностью уплачена.
Суды, рассмотрев данный спор с применением относящихся к предмету требований положений гражданского и лесного законодательства, процессуальных норм, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения как первоначальных, так и встречных исковых требований.
Общество выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении встречного иска не оспорило.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины является предпринимательской деятельностью, связанной с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 3 ЛК РФ).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
Как установлено пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В силу части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Минимальный размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации указанной в Постановлении N 310 ставки арендной платы.
В абзаце 3 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) разъяснено следующее. Согласно пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно; также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Как следует из материалов дела, указанный выше договор аренды заключен в результате переоформления договора на аренду участков лесного фонда от 01.06.2005 N 01/05, подписанного по результатам лесного конкурса (протокол от 29.03.2005 N 85).
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с ЛК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", далее - Закон N 201-ФЗ). Данный порядок утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012. При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с ЛК РФ не допускалось изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, размера арендной платы (пункт 10 Порядка), то есть, законодатель сохранил условия договоров в части сформировавшихся на торгах арендаторов, объемов лесопользования, размера арендной платы и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
Как указано в пункте 18 Постановления N 73, размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер этой платы определяется по результатам проведения торгов. При переоформлении договора в связи с вступлением в силу ЛК РФ условие о названном коэффициенте, определенное на торгах, правомерно воспроизведено в договоре аренды от 18.12.2007.
Таким образом, как обоснованно указали суды, предусмотренный договором конкурсный коэффициент (1,41) является установленным по результатам торгов элементом платы; пункт 2.1 договора аренды от 18.12.2007, в котором приведен данный коэффициент для расчета арендной платы, соответствует пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, статьям 73, 74 ЛК РФ.
Объем изъятия лесных ресурсов установлен Проектом освоения лесов, который в силу положений статей 12, 88 ЛК РФ является основным документом, дающим право на осуществление заготовки древесины.
Пунктом 3 состава Проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, установлено, что Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов. Начисление арендной платы может производиться только за рубку древесины при использовании лесов.
При этом суды правомерно указали, что содержащееся в части 2 статьи 73 ЛК РФ условие о порядке установления минимального размера арендной платы является императивным, поскольку направлено на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, плата за его использование подлежит перечислению в бюджет). Ввиду императивности части 2 статьи 73 ЛК РФ и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных Постановлением N 310, не допускается, поскольку напрямую противоречит названной норме закона.
Суды, с учетом требований статей 12, 73, 74, 88, 94 ЛК РФ, пункта 4 статьи 447, пункта 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно указали на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований Министерства.
Выводы судов соответствуют материалам дела и установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права не нарушены.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.05.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2016 по делу N А26-817/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.