23 августа 2017 г. |
Дело N А26-854/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Ракчеевой М.А. и Сергеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.03.2017 (судья Буга Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 (судьи Желтянников В.И., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А26-854/2017,
установил:
Акционерное общество "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат", место нахождения: 186420, Республика Карелия, Сегежский р-н, г. Сегежа, ул. Заводская, д. 1, ОГРН 1021000921314, ИНН 1006004155 (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, место нахождения: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Красная ул., д. 31, ОГРН 1041000051784, ИНН 1001048543 (далее - Управление Росреестра), о признании незаконным изложенного в письме от 26.12.2016 N 10/002/003/2016-1547 отказа в государственной регистрации права собственности на здание биологической очистки промстоков, находящееся по адресу: Республика Карелия, Сегежский район, г. Сегежа, ул. Заводская, д. 1, год постройки - 1975, площадью 14 612 кв. м, кадастровый номер 10:06:0000000:1706.
Решением суда от 24.03.2017 требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 08.06.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Податель жалобы ссылается на то, что судами не учтено императивное требование закона о необходимости государственной регистрации ранее возникшего права на объект при государственной регистрации перехода данного права, что государственная регистрация носит исключительно заявительный характер, и не может быть осуществлена без соответствующего заявления второй стороны сделки и при отсутствии в реестре записи о правах на отчуждаемый объект, считает, что в данном случае отсутствие продавца является не единственным препятствием для государственной регистрации прав, основным препятствием для государственной регистрации права собственности заявителя является необходимость государственной регистрации права собственности отчуждателя - ОАО "Сегежабумпром".
Податель жалобы ссылается на то, что при принятии оспариваемого решения руководствовалось требованиями законодательства, не нарушало прав заявителя, и не должно нести судебные расходы.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Согласно плану приватизации производственного объединения "Сегежабумпром", утвержденному распоряжением Госкомимущества Российской Федерации от 20.10.1992 N 573-р и перечнем стоимости производственных зданий и сооружений, входящих в уставный капитал производственного объединения "Сегежабумпром" по состоянию на 01.07.1992, здание биологической очистки промстоков в числе другого имущества передано в уставный капитал ОАО "Сегежабумпром".
На основании решения о создании открытого акционерного общества (далее - ОАО) "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" от 27.05.1999 и решения собрания кредиторов ОАО "Сегежабумпром" от 26.05.1999 ОАО "Сегежабумпром" передало ОАО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" имущество в счет вклада в уставный капитал, в том числе здание биологической очистки промстоков, что подтверждается актами приема-передачи имущества от 07.06.1999 и от 01.07.1999.
ОАО "Сегежабумпром" ликвидировано на основании решения суда и согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) исключено из ЕГРЮЛ, о чем 28.09.2005 внесена соответствующая запись N 2051001865858.
АО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 16.11.2016 о государственной регистрации права собственности на упомянутое здание, одновременно представив в регистрирующий орган план приватизации производственного объединения "Сегежабумпром", утвержденный Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом 20.10.1992, распоряжение Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 20.10.1992 N 573-р, перечень стоимости производственных зданий и сооружений, входящих в уставный капитал производственного объединения "Сегежабумпром" по состоянию на 01.07.1992, утвержденный министром Государственной собственности Республики Карелия, решение о создании ОАО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" от 27.05.1999, выписку из протокола собрания кредиторов ОАО "Сегежабумпром" от 26.05.1999 N 3, акты приема-передачи имущества в счёт вклада в уставный капитал ОАО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" от 01.07.1999 и от 07.06.1999, выписки из приложений NN 1 и 2 к актам приема-передачи имущества от 01.07.1999 и от 07.06.1999 (перечень производственных зданий и сооружений), свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 10:06:0011402:35.
Управление Росреестра направило заявителю сообщение от 26.12.2016 N 10/002/003/2016-1547 об отказе в государственной регистрации права собственности на основании абзаца 9 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). При этом регистрирующий орган сослался на то, что правообладатель не представил заявление и иные документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона о регистрации перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона о регистрации сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя.
Считая, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации прав не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона о регистрации, в редакции, действовавшей до 01.01.2017, заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
В статье 20 Закона о регистрации в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, перечислены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации прав. Согласно абзацу 9 пункта 1 указанной статьи в государственной регистрации может быть отказано, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Как следует из пункта 3 статьи 49 и пункта 2 статьи 51 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент создания ОАО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат", правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц; юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно толкованиям норм права, приведенным в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ), а в случае реорганизации - с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в ЕГРЮЛ становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Таким образом, ОАО "Сегежабумпром" с момента его государственной регистрации в ЕГРЮЛ стало собственником имущества, включенного в план приватизации производственного объединения "Сегежабумпром", независимо от государственной регистрации права.
Как следует из толкования норм права, изложенного в пункте 12 постановления N 10/22, согласно статье 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. При внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в ЕГРП.
Суды на основании имеющихся в деле доказательств установили, что заявитель представил в регистрирующий орган документы, подтверждающие переход права собственности на спорный объект недвижимого имущества в порядке правопреемства в процессе приватизации производственного объединения к ОАО "Сегежабумпром", а также документы, подтверждающие внесения названного объекта учредителем - ОАО "Сегежабумпром" в оплату акций созданного АО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат".
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили статьи 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 16, 17, 18, 20 Закона о регистрации, и сделали обоснованный вывод о том, что заявителем в Управление Росреестра представлены все необходимые документы для совершения регистрационных действий и у Управления Росреестра не имелось оснований, предусмотренных статьей 20 Закона о регистрации, об отказе в государственной регистрации права.
Суд кассационной инстанции не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 по делу N А26-854/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ), а в случае реорганизации - с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
...
Как следует из толкования норм права, изложенного в пункте 12 постановления N 10/22, согласно статье 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. При внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в ЕГРП."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2017 г. N Ф07-9372/17 по делу N А26-854/2017