30 августа 2017 г. |
Дело N А56-74721/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А.,
при участии от акционерного общества "Газпром газораспределение Ленинградская область" Казанцева Э.М. (доверенность от 25.04.2017 N 16-04), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Гайнидинова К.Н. (доверенность от 17.05.2017 N 179), от общества с ограниченной ответственностью "Газэнергоинформ" Разборовой Д.В. (доверенность от 19.07.2016),
рассмотрев 28.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2017 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 (судьи Есипова О.И., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А56-74721/2016,
установил:
Акционерное общество "Газпром газораспределение Ленинградская область" (место нахождения: 188507, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, п. Новоселье, здание административного корпуса нежилое, лит. А, А1, ОГРН 1024702184715, ИНН 4700000109; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлениями об оспаривании решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее - управление, УФАС) от 13.10.2016 N Р/02/63, Р/02/64, Р/02/65 и выданных на основании этих решений предписаний УФАС от 13.10.2016 N П/02/38, П/02/39,П/02/40 соответственно.
Определением от 08.12.2016 дела N А56-74721/2016, А56-74723/2016 и А56-74724/2016 по заявлениям общества объединены в одно производство для совместного рассмотрения; объединенному делу присвоен номер А56-74721/2016.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Землеустройство и кадастр" (место нахождения: 194100, Санкт-Петербург, ул. Александра Матросова, 4, лит. П, пом. 4Н, ОГРН 1107847301297, ИНН 7802725131; далее - ООО "Землеустройство и кадастр") и общество с ограниченной ответственностью "Газэнергоинформ" (место нахождения: 192174, Санкт-Петербург, ул. Седова, 142, лит. А, пом. 8Н, ОГРН 1097746173249, ИНН 7728696530; далее - ООО "Газэнергоинформ").
Решением суда от 26.01.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.05.2017, оспариваемые решения и предписания управления признаны незаконными, не соответствующими Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках).
В кассационной жалобе ее податель просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. УФАС не согласно с выводами судов о превышении антимонопольным органом контрольных полномочий ввиду императивных требований части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ. Эти требования, по мнению управления, в системном единстве с положениями статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) означают, что перечень оснований для обращения в антимонопольный орган с жалобой на действия (бездействие) заказчика не является исчерпывающим. Поэтому у управления не было препятствий для рассмотрения соответствующих жалоб по существу. Управление обращает внимание на то, что жалобы содержали сведения о нарушении организатором закупок требований антимонопольного законодательства.
В отзыве на жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения.
Представители ООО "Землеустройство и кадастр", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель УФАС поддержал доводы жалобы, а представители общества и ООО "Газэнергоинформ" отклонили их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, управлением приняты жалобы ООО "Землеустройство и кадастр" (от 29.09.2016 N 7591; от 05.10.2016 N 7803, 7804, от 07.10.2016 N 7865 - 7867) на нарушения процедур рассмотрения, сопоставления и оценки заявок участников торгов в форме открытого запроса предложений на выполнение работ по инженерно-геодезическим и инженерно-геологическим изысканиям для проектирования (для нужд общества) объектов: "Распределительный газопровод по д. Губаницы Волосовского района Ленинградской области" (извещение от 14.09.2016 N 31604094857; организатор торгов - ООО "Газэнергоинформ"); "Распределительный газопровод к жилым домам N 1, 3 - 6, 8 - 13, 15, 17, 19, 20, 23, 24, 24а, 25, 27, 30, 32, 34, 36 по ул. Аллея Гомонтово, д. Гомонтово Волосовского района, МО Бегуницкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области" (для нужд общества; извещение от 20.09.2016 N 31604113858; организатор торгов - ООО "Газэнергоинформ"); "Распределительный газопровод по д. Торосово Волосовского района Ленинградской области" (для нужд общества; извещение от 20.09.2016 N 31604113966, организатор торгов - ООО "Газэнергоинформ").
Рассмотрев жалобы ООО "Землеустройство и кадастр" в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, УФАС приняло решения от 13.10.2016 N Р/02/63, Р/02/64, Р/02/65, которыми признало жалобы обоснованными по трем указанным выше извещениям (пункты 1 решений); действия общества, выразившиеся в неправильной квалификации документов в составе заявки ООО "Землеустройство и кадастр" и оценке по критерию "Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в натуральном выражении за последние 3 (три) года, установлении значения "0" баллов признаны нарушающими пункт 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ (пункты 2 решений); решено выдать обществу предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки (пункты 3 решений); а также передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункты 4 решений).
На основании означенных решений обществу 13.10.2016 выданы предписания УФАС N П/02/38, П/02/39 и П/02/40, которыми заказчику (обществу) предписано отменить протоколы проведения закупок и заново рассмотреть заявки участников открытых запросов предложений или отменить закупку, а соответствующую информацию представить в УФАС в трехдневный срок со дня исполнения.
Не согласившись с решениями и предписаниями антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у управления в данном случае правовых и фактических оснований для принятия оспариваемых решений и выдачи оспариваемых предписаний.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Порядок проведения закупок отдельными видами юридических лиц, а также оспаривания их результатов регламентированы положениями Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 названной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Вместе с тем в силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с названным Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанное положение Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в нем перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ должны применяться с учетом данного положения.
При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено частью 9 статьи 3 Закона о закупках и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.
Таким образом, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
Учитывая, что в рамках настоящего спора подлежат применению правовые положения Закона о закупках, суды правомерно сочли, что оспариваемые решения и предписания УФАС не отвечают приведенным нормативным требованиям ввиду отсутствия у антимонопольного органа полномочий на рассмотрение жалоб ООО "Землеустройство и кадастр" (в связи с отсутствием в них доводов о нарушениях, перечисленных в части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Управление не отрицает и не оспаривает вывод судов о буквальном несоответствии доводов жалоб ООО "Землеустройство и кадастр" основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках (перечню этих оснований).
Как отражено в оспариваемых решениях УФАС, в своих жалобах ООО "Землеустройство и кадастр" ссылается на нарушение при проведении закупок пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений), а равно требований Закона N 223-ФЗ. Данные нарушения, по мнению подателя жалоб в УФАС, выразились в том, что при сопоставлении и оценке заявок по критериям, установленным документацией о закупке, комиссией по закупкам не были учтены представленные заявителем документы, свидетельствующие о наличии опыта выполнения работ, аналогичных предмету закупки.
При этом ссылка ООО "Землеустройство и кадастр" на статью 17 Закона N 135-ФЗ не послужила в рассматриваемом случае для УФАС поводом к антимонопольному преследованию общества (заказчика), возбуждению в отношении него процедуры, специально предусмотренной для такого преследования (не по статье 18.1 Закона N 135-ФЗ, а по главе 9 этого Закона "Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства"). Никаких выводов, указывающих на совершение обществом антимонопольного нарушения, оспариваемые решения управления не содержат. Эти решения приняты в порядке статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ и не направлены на выявление тех или иных нарушений антимонопольного законодательства.
При констатации превышения УФАС своих контрольных полномочий иные доводы участников спора не влияют на оценку решений и предписаний антимонопольного органа при рассмотрении настоящего дела.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 по делу N А56-74721/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.