31 августа 2017 г. |
Дело N А44-9779/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Александровой Е.Н., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Производственной компании "Волховец" Мишиной А.И. (доверенность от 01.11.2016 N 183),
рассмотрев 31.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 17.02.2017 (судья Киселева М.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2017 (судьи Осокина Н.Н., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу N А44-9779/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Производственная компания "Волховец", место нахождения: 173008, город Великий Новгород, Сырковское шоссе, дом 24, ОГРН 1145321005840, ИНН 5321171448 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным приказа государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 173009, город Великий Новгород, Псковская улица, дом 15, ОГРН 1025300783848, ИНН 5321033864 (далее - отделение Фонда), от 28.10.2016 N 1396.
Решением суда первой инстанции от 17.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.05.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе отделение Фонда, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 17.02.2017 и постановление от 19.05.2017 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно не учли, что Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) определяет государственную регистрацию юридического лица как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о юридических лицах в соответствии с названным Законом. Согласно данным государственного реестра Общество создано в качестве юридического лица 01.10.2014 путем реорганизации в форме преобразования. При этом в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о прекращении деятельности закрытого акционерного общества Производственной компании "Волховец" (далее - ЗАО ПК "Волховец"), т.е. фактически данная организация прекратила свою финансово-хозяйственную деятельность. Таким образом, в рассматриваемом случае период финансово-хозяйственной деятельности Общества должен определяться с момента государственной регистрации именно его как юридического лица. Более того, судами оставлено без внимания, что отношения между страхователем и страховщиком возникают в силу Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) с момента регистрации страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации. В данном случае Общество зарегистрировано в качестве страхователя 02.10.2014; исчисление страховых взносов Общество начало осуществлять с IV квартала 2014 года, что подтверждается его отчетностью, при этом задолженность ЗАО ПК "Волховец" в расчете по форме - 4 ФСС Обществом не отражена.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Отделение Фонда надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 10.10.2016 Общество обратилось в отделение Фонда с заявлением о предоставлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год.
Приказом отделения Фонда от 28.10.2016 N 1396 в установлении скидки к страховому тарифу на 2017 год отказано по причине осуществления заявителем финансово-экономической деятельности менее 3 лет с момента государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка.
Не согласившись с отказом в предоставлении скидки к страховому тарифу, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю.
В пункте 1 части 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ закреплено право страховщика устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила установления скидок и надбавок к страховым тарифам)
Пунктом 3 названных Правил установлено, что размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком.
В соответствии с пунктом 8 Правил установления скидок и надбавок к страховым тарифам условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются: осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка (подпункт "а"); своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов (подпункт "б"); отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки (подпункт "в").
В рассматриваемом случае отделение Фонда мотивировало отказ Обществу в установлении скидки к страховому тарифу тем, что с момента регистрации Общества в качестве юридического лица до года, в котором рассчитывается скидка, заявитель осуществлял финансово-хозяйственную деятельность менее 3 лет. Как указало отделение Фонда, согласно сведениям ЕГРЮЛ Общество создано 01.10.2014 путем реорганизации в форме преобразования ЗАО ПК "Волховец". По мнению отделения Фонда, из положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" следует, что право на скидку к страховому тарифу реорганизованного юридического лица может перейти к нему только в ситуации уже имеющейся у преобразованного юридического лица установленной страховщиком скидки. В спорной ситуации Общество самостоятельно обратилось за скидкой к страховому тарифу.
Как установлено судами, ЗАО ПК "Волховец", зарегистрированное в качестве юридического лица 01.10.2007, реорганизовано путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью и в ЕГРЮЛ 01.10.2014 внесена соответствующая запись.
Признавая обоснованной позицию Общества о том, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы фактически новое юридическое лицо, ранее не осуществляющее финансово-хозяйственную деятельность до внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений, не возникает, а меняется только организационно-правовая форма организации, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (пункт 4 статьи 57 ГК РФ).
В отличие от других форм реорганизации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, как указано в пункте 5 статьи 58 ГК РФ, права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Из приведенных положений закона следует, что особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица, когда нет изменений в правах и обязанностях его учредителей (участников). Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательность составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного статьей 59 ГК РФ, от одного лица другому. Преобразование юридического лица считается завершенным в момент государственной регистрации реорганизованного лица.
Суды отклонили ссылки отделения Фонда на положения Закона N 129-ФЗ, в том числе пункт 1 статьи 16, предусматривающий, что реорганизация юридического лица в форме преобразования завершается с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица; преобразованное юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность, а также на то, что Общество не оспаривало акты регистрирующего органа, касающиеся регистрации юридического лица, которому присвоены новые ИНН, ОГРН и другие регистрационные данные.
Как обоснованно указали суды, отделение Фонда не учитывает изменения, внесенные Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) в статьи 57 и 58 ГК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 99-ФЗ впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции данного Закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суды признали неосновательным утверждение отделения Фонда о том, что применительно к Правилам установления скидок и надбавок к страховым тарифам период финансово-хозяйственной деятельности в отношении реорганизованного юридического лица в форме преобразования должен определяться именно с момента регистрации в ЕГРЮЛ этого юридического лица. Выводы судов согласуются с правовой позицией, приведенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 N 310-КГ16-1802.
Также получил оценку судов и не принят довод отделения Фонда о том, что на основании статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у Общества возникли только с 02.10.2014 - даты, когда ЗАО ПК "Волховец" снято с учета, а Общество зарегистрировано в качестве страхователя.
Руководствуясь положениями статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ и статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации, суды указали на то, что обязанность работодателя как страхователя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения.
Неотражение Обществом в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2014 год задолженности ЗАО ПК "Волховец" по страховым взносам не расценено судами в качестве основания для признания обоснованной позиции отделения Фонда. Судами отмечено, что спорная задолженность уплачена Обществом в октябре 2014 года.
В статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено правило, отражающее специфику полномочий кассационной инстанции и заключающееся в проверке законности судебных актов с точки зрения материального и процессуального права.
Суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами норм права в конкретном деле применительно к фактическим обстоятельствам спора, установленным судами при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях.
Все приведенные отделением Фонда в кассационной жалобе доводы рассмотрены судами, им дана полная и объективная правовая оценка.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 17.02.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2017 по делу N А44-9779/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.