05 сентября 2017 г. |
Дело N А66-12895/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Самсоновой Л.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области Васильевой М.В. (доверенность от 20.07.2017),
рассмотрев 05.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.12.2016 (судья Голубева Л.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А66-12895/2016,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области (место нахождения: Московская обл., г. Дубна, пр. Боголюбова, д. 30; ОГРН 1045013600004; ИНН 5010031007; далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении Бурова Алексея Юрьевича к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 14.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.04.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, в действиях Бурова А.Ю. имеется состав административного правонарушения, в связи с чем заявление подлежит удовлетворению.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы жалобы поддержала.
Жалоба рассмотрена в отсутствие Бурова А.Ю., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Арбитражного суда Московской области от 02.06.2014 по делу N А41-57048/2013 общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "ЭКСПО-ШИППИНГ" (далее - Общество) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Московской области от 21.05.2015 по указанному делу к субсидиарной ответственности по обязательствам Общества привлечен его бывший руководитель Буров А.Ю., с которого в пользу Общества взыскано 4 082 151 руб. 98 коп.
На основании исполнительного листа серии ФС N 004979503, выданного по указанному делу, 07.09.2015 в Кимрском районном отделе судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области возбуждено исполнительное производство N 14912/15/69013-ИП.
Конкурсный управляющий Общества Токарев А.В. обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Московской области (далее - Управление) с заявлением о привлечении Бурова А.Ю. к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 14.13 КоАП РФ (поступило 31.05.2016).
Инспекция, выявив на основании материалов, поступивших из Управления и от конкурсного управляющего Общества, что задолженность с Бурова А.Ю. в ходе исполнительного производства не взыскана, составила в отношении него протокол от 02.11.2016 N 2 об указанном административном правонарушении и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что вина Бурова А.Ю. не подтверждается представленными в дело доказательствами, придя к выводу об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что вина Бурова А.Ю. не подтверждается представленными в материалы дело доказательствами, однако оставил решение без изменения в связи с непредставлением административным органом доказательств того, что Буров А.Ю. является должностным лицом, а также данных о его трудоустройстве.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" по результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявления о привлечении контролирующих должника лиц, а также лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, к ответственности в виде возмещения убытков выносится определение, которое может быть обжаловано. В определении о привлечении указанных лиц к субсидиарной ответственности указывается размер их ответственности, в определении о взыскании причиненных должнику убытков - размер взыскиваемых убытков. На основании определения о привлечении таких лиц к субсидиарной ответственности (о взыскании убытков) выдается исполнительный лист.
Согласно части 3 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.
В силу статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1). Неисполнение судебных актов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 2).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что определением арбитражного суда от 21.05.2015 по делу N А41-57048/2013 Буров А.Ю. привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам Общества, в пользу которого с него взыскано 4 082 151 руб. 98 коп.; данное определение вступило в законную силу, однако Буровым А.Ю. не исполнено.
При этом апелляционным судом установлено, что умышленное неисполнение Буровым А.Ю. вступившего в законную силу судебного акта подтверждается представленными в материалы дело доказательствами наличия у Бурова А.Ю. имущества, сведениями о его доходах (л.д. 84-106).
Неисполнение вступившего в законную силу судебного акта о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, признанного банкротом, при условии, что такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, если данный судебный акт обжалован в суд кассационной инстанции и по нему судом кассационной инстанции не вынесен судебный акт либо не истек срок обжалования в суде кассационной инстанции судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, является административным правонарушением, предусмотренным частью 8 статьи 14.13 КоАП РФ, и влечет административную ответственность в отношении должностных лиц в виде дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в части 3 статьи 3.11 КоАП РФ, к числу которых относятся лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, члены совета директоров (наблюдательного совета).
Производство по настоящему делу об административном правонарушении осуществлялось в отношении Бурова А.Ю., являвшегося бывшим руководителем Общества. Протокол от 02.11.2016 N 2 об административном правонарушении составлен в отношении Бурова А.Ю., как временно не работающего.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что назначение административного наказания в виде дисквалификации лицу, временно не работающему, не будет соответствовать требованиям статьи 3.11 КоАП РФ.
Кроме того, в силу части 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В рассматриваемом случае, как установлено судом апелляционной инстанции, днем обнаружения длящегося административного правонарушения является 22.06.2016 - дата подписания заместителем начальника Инспекции, являющегося должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, запроса в адрес конкурсного управляющего Токарева А.В. о предоставлении документов (л.д. 29).
Таким образом, на дату рассмотрения дела в суде кассационной инстанции срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.12.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 по делу N А66-12895/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что назначение административного наказания в виде дисквалификации лицу, временно не работающему, не будет соответствовать требованиям статьи 3.11 КоАП РФ.
Кроме того, в силу части 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
...
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 сентября 2017 г. N Ф07-8071/17 по делу N А66-12895/2016