07 сентября 2017 г. |
Дело N А26-6719/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Пастуховой М.В., Старченковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.01.2017 (судья Погосян А.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 (судьи Семиглазов В.А., Мельникова Н.А., Фуркало О.В.) по делу N А26- 6719/2016,
установил:
Акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" (ОГРН: 1141001014330, ИНН: 1001291146, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 60, далее - Водоканал) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Карельский мясокомбинат" (ОГРН: 1021000521299, ИНН: 1001012040, место нахождения: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Заводская, д. 10, далее - Комбинат) о взыскании 92 410 руб. 12 коп. задолженности по оплате за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.
Решением от 16.01.2017 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.05.2017 решение от 16.01.2017 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Водоканал, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, просит отменить решение от 16.01.2017 и постановление апелляционной инстанции от 02.05.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в рамках договора от 15.08.2008 N 100-3-41-13020-01 Водоканал оказывал Комбинату (абонент) услуги по отпуску воды и приему сточных вод. Согласно условиям названного договора Комбинат обязался соблюдать нормативы водоотведения по качеству сточных вод в соответствии с условиями приема, перечнем и нормативами допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в городскую систему канализации.
В силу пункта 6.5 договора от 15.08.2008 N 100-3-41-13020-01 абонент производит повышенную плату за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ, содержащихся в стоках при сбросе в городскую систему водоотведения. Качество сточных вод определяется результатами лабораторного контроля, осуществляемого Водоканалом (с момента настоящего лабораторного контроля до последующего).
Отбор проб сточных вод для лабораторного контроля производится Водоканалом в порядке осуществления текущего контроля за качеством стоков, сбрасываемых в городскую канализацию. Периодичность отбора проб сточных вод определяется Водоканалом. Для обеспечения отбора проб сточных вод установлены контрольные колодцы КК-443; 200; 61 по ул. Заводская и КК-Птицефабрика согласно схеме абонента. Отбор проб сточных вод фиксируется в соответствующем акте.
Основанием взимания повышенной платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе в городскую систему водоотведения являются результаты химического исследования стоков в условиях лаборатории энергоснабжающей организации - при наличии у абонента отдельного канализационного выпуска в систему водоотведения энергоснабжающей организации (пункт 4.2.3 договора).
Перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентом в системы канализации энергоснабжающей организации, определены в Приложении N 5 к договору.
Согласно материалам дела лаборантом Водоканала 02.02.2016 в присутствии представителя ответчика Кормоева А.В. произведены отборы проб сточных вод в контрольном канализационном колодце на ул. Птицефабрика, о чем составлен акт от 02.02.2016 N 5. В протоколе от 26.02.2016 N 28к зафиксировано превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в исследованных пробах сточных вод, отобранных по данному акту. На основании акта отбора проб сточных вод и протокола их анализа Водоканал выставил Комбинату счет-фактуру от 21.04.2016 N 122/96 на сумму 14 264 руб. 30 коп. за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в городскую систему канализации за первый квартал 2016 года.
Лаборантом Водоканала 15.03.2016 в присутствии представителя ответчика Возненко М.А. произведены отборы проб сточных вод в контрольном канализационном колодце КК-61 на ул. Заводская, о чем составлен акт от 15.03.2016 N 4. В протоколе от 25.03.2016 N 82к зафиксировано превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в исследованных пробах сточных вод, отобранных по названному акту. На основании акта отбора проб и протокола анализа проб сточных вод Водоканал выставил Комбинату счет-фактуру от 21.04.2016 N 122/97 на сумму 78 145 руб. 82 коп. за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в городскую систему канализации за первый квартал 2016 года.
Водоканал претензией от 06.06.2016 потребовал от Комбината перечислить плату за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в размере 92 410 руб. 12 коп.
Поскольку Комбинат требуемой оплаты не произвел, Водоканал обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд отказал в удовлетворении иска, придя к выводу о том, что результаты анализов проб, отобранных в феврале и марте 2016 года, не могут служить основанием для начисления Комбинату повышенной платы.
При этом суд указал на то, что акт отбора проб от 15.03.2016 N 4 содержит исправления (дата 14 марта вручную исправлена на 15 марта), не заверенные представителем абонента, что не позволяет сопоставить сведения, содержащиеся в этом акте, с последующими документами, в которых отражены мероприятиями по исследованию сточных вод.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абонентов), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В целях регулирования отношений между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов Правительством Российской Федерации постановлением от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167), пунктом 61 которых предусмотрено установление абоненту нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечения проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации по очистке сточных вод от конкретных загрязняющих веществ; защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
В соответствии с пунктом 70 названных Правил расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Во исполнение Постановления N 1310 Правительство Республики Карелия постановлением от 08.10.1996 N 897 утвердило Порядок взимания платы за сброс загрязняющих веществ (далее - Порядок N 897), условиями которого предусмотрено, что для расчета сверхлимитного сброса загрязняющих веществ предусмотрен период от момента обнаружения нарушения до момента последнего превышения условий сброса загрязняющих веществ (пункт 21.1).
В порядке N 897 установлена формула для расчета размера платы.
В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" (далее - Правила N 525) контроль состава и свойств сточных вод включает в себя отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод.
Отбор проб производится организацией, осуществляющей водоотведение (пункт 18 Правил N 525). По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в двух экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом (пункт 27 Правил N 525).
Оценив представленный в материалы дела акт от 15(14).03.2016, который действительно содержит не заверенные абонентом исправления, исследовав другие доказательства, суд не принял этот акт в качестве доказательства, способного подтвердить факт надлежащего отбора проб сточных вод, в которых в дальнейшем обнаружены загрязняющие вещества.
Кассационная инстанция считает данный вывод правильным и соглашается с тем, что суд обоснованно отказал во взыскании с Комбината 78 145 руб. 82 коп. платы по счету-фактуре от 21.04.2016 N 122/97 за 1 квартал 2016 года.
В то же время акт отбора проб от 02.02.2016 исправлений не содержит, составлен в присутствии представителя Комбината, подписан им без замечаний. Абонент допустил представителей Комбината на свою территорию, следовательно, основания считать, что Комбинат не был уведомлен о предстоящем отборе проб, отсутствуют.
Суд не дал оценки требованиям Водоканала, основанным на отборе проб 02.02.2016, и не указал, по каким причинам отказал в иске о взыскании 14 264 руб. 30 коп. по счету-фактуре от 21.04.2016 N 122/96 за 1 квартал 2016 года. Доказательств, связанных с неправильным хранением проб, в дело не представлено.
Указание суда на то, что расчет платы за весь квартал неправомерен, не является основанием для полного отказа в иске в случае установления его обоснованности по праву.
Поскольку расчет платы суд не проверил, дело в части взыскания с Комбината 14 264 руб. 30 коп. по счету-фактуре от 21.04.2016 N 122/97 за сброс сточных вод и загрязняющих веществ подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, произвести соответствующий расчет и разрешить спор.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.01.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 по делу N А26- 6719/2016 отменить в части требований о взыскании 14 264 руб. 30 коп.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Е.О Матлина |
Судьи |
Е.О Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.