07 сентября 2017 г. |
Дело N А13-16105/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Подвального И.О. и Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания "МИК" Семериковой Е.А. (доверенность от 31.08.2017),
рассмотрев 04.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.01.2017 (судья Свиридовская М.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Потеева А.В.) по делу N А13-16105/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания "МИК" (место нахождения: 160035, город Вологда, Пушкинская улица, дом 52, ОГРН 1043500055290, ИНН 3525138526; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) об оспаривании отказа Департамента лесного комплекса Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27, ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; далее - Департамент), выраженного в письмах от 01.09.2016 N 03-4149/16 и от 28.10.2016 N 03-5113, в предоставлении в аренду заявителю лесного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:39, находящегося в государственной собственности, без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды; об обязании Департамент заключить с Обществом договор аренды лесного участка площадью 7286 кв.м +/- 30 кв.м, кадастровый номер 35:22:0301005:39, без проведения торгов в пятнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25.01.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 71 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Податель жалобы полагает, что "стремление Общества получить в аренду лесной участок в обход установленному порядку заключения договора по результатам торгов" подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым судами двух инстанций дана ненадлежащая оценка в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы.
Департамент о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Обществу на праве собственности принадлежит двухэтажное здание корпуса N 39, 1976 год постройки, назначение: нежилое, общая площадь 1932,3 кв.м, инвентарный номер 4127, литера А, А1, А2, А3, расположенное по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Городище Домозеровского с/с, территория базы отдыха "Строитель" (свидетельство о государственной регистрации права от 04.08.2011 серии 35-СК N 982455; выписка из ЕГРП от 29.11.2016).
Общество обратилось в Департамент с заявлениями от 31.05.2016 и 02.08.2016 о предоставлении в аренду участка из земель лесного фонда площадью 7286 кв.м +/- 30 кв.м с кадастровым номером 35:22:0301005:39, расположенного по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Домозеровский с/с, находящегося в федеральной собственности.
Письмами от 01.09.2016 N 03-4149/16 и от 28.10.2016 N 03-5113 Департамент отказал Обществу в заключении договора аренды лесного участка без проведения аукциона.
Полагая, что отказ Департамента в предоставлении спорного земельного участка без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды не соответствует положениям статьи 74 ЛК РФ, Общество обратилось в суд с вышеназванными требованиями.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку Общество обладает правом на заключение договора аренды спорного земельного участка без проведения торгов как собственник объекта недвижимости, находящегося на лесном участке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории, в числе которых земли лесного фонда (пункт 5 части 1 статьи 7 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством (часть 6 статьи 101 ЗК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 71 ЛК РФ, из пункта 2 части 1 которой следует, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
Из части 1 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действующей в спорный период) следует, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 названной статьи.
В силу пункта 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется нормами главы VI Земельного кодекса Российской Федерации, положения которой применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.1 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что на спорном лесном участке расположено возведенное в 1976 году здание, принадлежащее Обществу на праве собственности, которое возникло на основании протокола N 83 (имеющего силу договора купли-продажи) по результатам торгов по продаже арестованного имущества от 21.02.2011 и акта приема-передачи от 09.03.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.08.2011 серии 35-СК N 982455.
Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что Общество, как собственник объекта недвижимости, обладает правом на заключение договора аренды испрашиваемого лесного участка без проведения торгов, что прямо предусмотрено как пунктом 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действующей в спорный период), так и пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды установили, что площадь испрашиваемого в аренду земельного участка (7286 кв.м +/- 30 кв.м) соответствует фактическому землепользованию и с учетом функционального назначения объекта недвижимости, вида деятельности, осуществляемой на спорном земельном участке, является необходимой для эксплуатации принадлежащего Обществу на праве собственности здания (проектная документация N 651-08/213 "Обоснование границ земельного участка для обслуживания корпуса N 39 базы отдыха "Строитель" в деревне Городище Домозеровского с/с Череповецкого района").
При таких обстоятельствах законны и обоснованны выводы судов двух инстанций об отсутствии у Департамента оснований для отказа Обществу в предоставлении в аренду лесного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:39, находящегося в государственной собственности, без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды, поскольку лица, которым принадлежат на праве собственности объекты недвижимости, расположенные на лесных участках, не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка, а потому суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.01.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017 по делу N А13-16105/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.