08 сентября 2017 г. |
Дело N А05-9155/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Подвального И.О. и Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 04.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Предприятие котельных и тепловых сетей" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2017 (судья Быстров И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017 (судьи Моисеева И.Н., Тарасова О.А., Холминов А.А.) по делу N А05-9155/2016,
установил:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49, ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Предприятие котельных и тепловых сетей" (место нахождения: 164840, Архангельская область, Онежский район, город Онега, проспект Ленина, дом 169, ОГРН 1052920012386, ИНН 2906006238; далее - Общество) 79 266 руб. 90 коп. необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (15 руб. 71 коп. за 2014 год; 79 251 руб. 19 коп. за 2015 год), а также 166 руб. 46 коп. пеней, начисленных за период с 24.08.2016 по 29.08.2016.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, ОГРН 1042900033780, ИНН 2901128698; далее - Агентство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Податель жалобы полагает, что расчет недополученных доходов от государственного регулирования тарифа на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения следует производить с применением норматива, по которому уполномоченный орган установил тариф на тепловую энергию, поставляемую Обществом потребителям в спорный период.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, на основании Закона Архангельской области от 19.12.2013 N 59-4-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон N 59-4-ОЗ) и Закона Архангельской области от 16.12.2014 N 220-13-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон N 220-13-ОЗ) Министерство и Общество заключили договоры от 24.01.2014 N 27-Т, от 21.01.2015 N 9-Т и от 10.12.2015 N 9-Т/1 (далее - договоры) на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
Предмет договоров определен в пунктах 1.1 - взаимодействие сторон, направленное на предоставление Министерством Обществу субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в 2014, 2015 годах субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предусмотренного приложением 18 к Закону N 59-4-ОЗ и Закону N 220-13-ОЗ.
В соответствии с пунктами 1.3 договоров в качестве базовых величин для расчета размера субсидий принимаются: утвержденные Агентством для Общества тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без НДС); утвержденные Агентством для Общества тарифы на тепловую энергию, поставляемую населению (без НДС); объем тепловой энергии (теплоносителя), поставленный Обществом населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, и (или) в случаях, допускаемых Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"; стоимость не использованного по состоянию на 01.01.2013 остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений Архангельской области теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.
Согласно пункту 1.3 договора от 24.01.2014 N 27-Т, пункту 1.4 договоров от 21.01.2015 N 9-Т и от 10.12.2015 N 9-Т/1 объем субсидии рассчитывается по формулам: С = (Пнас x (Т - Тнас)) - Sz, СТ = (Пнас x (Т - Тнас)) - Sz, где:
С и СТ - объем субсидии Обществу, 2 руб.; Пнас - объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный (отпущенный) Обществом населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Законом N 190-ФЗ, определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Гкал;
Т - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям (без НДС), руб./Гкал (договор от 24.01.2014 N 27-Т); тариф на тепловую энергию, поставляемую Обществом потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без НДС), руб./Гкал (договоры от 21.01.2015 N 9-Т и от 10.12.2015 N 9-Т/1);
Тнас - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (без НДС), руб./Гкал (договор от 24.01.2014 N 27-Т); тариф на тепловую энергию, поставляемую Обществом населению (без НДС), руб./Гкал (договоры от 21.01.2015 N 9-Т, от 10.12.2015 N 9-Т/1);
Sz - стоимость не использованного остатка каменного угля, руб.
При расчете субсидии объем фактически отпущенной Обществом тепловой энергии (теплоносителя) для населения подтверждается (определяется) на основании объемов коммунальных услуг, указанных в выставленных потребителям платежных документах. При отпуске Обществом тепловой энергии потребителям, приравненным к населению, в случае отсутствия приборов учета в точках учета тепловой энергии, к расчету субсидии Обществом принимается объем тепловой энергии, отпущенный населению и определенный в установленном порядке расчетным путем с использованием нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению (пункты 1.5 договоров).
В пункте 2.2 договора от 24.01.2014 N 27-Т и пунктах 3.2 договоров от 21.01.2015 N 9-Т и от 10.12.2015 N 9-Т/1 определены права Министерства - доводить до Общества информацию о плановом объеме субсидий на 2014 и 2015 годы; запрашивать копии любых первичных документов Общества, подтверждающих целевое использование средств субсидий; проводить проверки соблюдения Обществом условий, целей и порядка предоставления субсидий; приостанавливать предоставление субсидий за ненадлежащее исполнение обязательств; в течение трех календарных дней со дня выявления нецелевого использования субсидии или нарушения Обществом условий предоставления субсидии направлять Обществу требование о возврате субсидии; обращаться в суд с требованием о возврате субсидии в случае неисполнения письменного требования Министерства.
Исходя из пункта 2.3 договора от 24.01.2014 N 27-Т и пунктов 3.3 договоров от 21.01.2015 N 9-Т и от 10.12.2015 N 9-Т/1 Общество обязано - отпускать тепловую энергию населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения) по тарифам, установленным Агентством; предоставлять Министерству, контрольно-счетной палате Архангельской области, контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области при проведении проверки документы, подтверждающие соблюдение условий, целей и Порядка предоставления субсидии, документы, подтверждающие фактическую потребность в средствах субсидии; выполнять требование Министерства о возврате субсидии в случае выявления Министерством нарушения условий, целей и Порядка предоставления субсидий в течение 15 дней со дня предъявления Министерством соответствующего требования.
Пунктом 2.3.14 договора от 24.01.2014 N 27-Т, пунктом 3.3.14 договора от 21.01.2015 N 9-Т и пунктом 3.3.12 договора от 10.12.2015 N 9-Т/1 предусмотрено, что в случае невозврата или несвоевременного возврата средств областного бюджета, Общество обязано выплатить Министерству пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
На основании распоряжения от 07.06.2016 N 295-р и программы проверки Министерство в период с 01.07.2016 по 25.07.2016 провело в отношении Общества плановую камеральную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения за 2014 и 2015 годы, в ходе которой установлено завышение в расчетах фактической потребности в средствах субсидии за 2014 и 2015 годы объема тепловой энергии, отпущенной населению на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения).
При этом Министерство указало, что Обществом неправильно отражен объем тепловой энергии (теплоносителя), поставленной населению муниципального образования "Малошуйское" муниципального образования "Онежский муниципальный район", поскольку при определении объема тепловой энергии неверно применен норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды (вместо утвержденного постановлением Главы муниципального образования "Город Онега и Онежский район" от 27.09.2004 N 609 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению" (далее - Постановление N 609) норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды 0,1464 Гкал на 1 человека в месяц, Общество неправомерно применило никем не утвержденный норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды 0,06 Гкал/м(3) (или 0,1723 Гкал/чел. из расчета: 0,06 Гкал/м(3) x 2,871 м(3)/чел. = 0,1723 Гкал/чел.).
В ходе проверки Министерство произвело расчет объема тепловой энергии на подогрев воды в соответствии с Постановлением N 609 и установило, что в результате этого нарушения завышение объема тепловой энергии за 2014 год составило 103,979 Гкал, за 2015 год - 54,069 Гкал. В целом расхождения по объему отпуска тепловой энергии, отпущенной населению, и представленного Обществом в ежемесячных расчетах не выявлены, но указанное нарушение привело к завышению потребности в средствах субсидии и необоснованному получению из областного бюджета 15 руб. 71 коп. в 2014 году и 79 251 руб. 19 коп. в 2015 году на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (акт от 25.07.2016 N 203/01-23/92).
Министерство направило в адрес Общества требование от 03.08.2016 N 203/06-09/5463 о возврате в течение 15 дней со дня предъявления требования средств субсидии в общем размере 79 266 руб. 90 коп.
В связи с неисполнением Обществом указанного требования Министерство обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие в рассматриваемом случае правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ; в редакции, действующей в спорный период) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как верно указано судебными инстанциями, на момент принятия Постановления N 609 часть 1 статьи 157 ЖК РФ действовала в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ, предусматривающей право органов местного самоуправления утверждать нормативы потребления коммунальных услуг.
Судами двух инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что Обществом при определении объема тепловой энергии применен никем не утвержденный норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды, в то время как Министерство правомерно рассчитало объем тепловой энергии на подогрев воды в соответствии с Постановлением N 609, которым утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом Постановление N 609 в спорный период являлось действующим, незаконным не признано, в дело не представлено доказательств установления иных нормативов расхода тепловой энергии на подогрев воды при оказании коммунальных услуг по горячему водоснабжению на территории муниципального образования "Малошуйское" муниципального образования "Онежский муниципальный район" после вступления в силу новой редакции части 1 статьи 157 ЖК РФ, в связи с чем суды сделали правильный вывод о том, что нормативы, установленные Постановлением N 609, подлежали применению при расчетах за горячее водоснабжение всеми предприятиями жилищно-коммунального хозяйства Онежского района.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды установили необоснованность получения Обществом в 2014 и 2015 годах средств субсидии в общем размере 79 266 руб. 90 коп., в связи с чем правомерно удовлетворили исковые требования Министерства о взыскании указанной суммы как излишне перечисленной субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, а также взыскании 166 руб. 46 коп. пеней за период с 24.08.2016 по 29.08.2016 исходя из пункта 2.3.14 договора от 24.01.2014 N 27-Т, пункта 3.3.14 договора от 21.01.2015 N 9-Т и пункта 3.3.12 договора от 10.12.2015 N 9-Т/1.
Доводы Общества о единицах измерения тепловой энергии, о неправильности расчета Министерством объема тепловой энергии были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка, а потому суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017 по делу N А05-9155/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Предприятие котельных и тепловых сетей" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.