Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 сентября 2017 г. N Ф07-8278/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
11 мая 2017 г. |
Дело N А05-9155/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 мая 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Тарасовой О.А. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
при участии от ответчика Лик Н.Ю. по доверенности от 17.01.2017, Лапшиновой О.Н. по доверенности от 18.11.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Предприятие котельных и тепловых сетей" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 февраля 2017 года по делу N А05-9155/2016 (судья Быстров И.В.),
установил:
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие котельных и тепловых сетей" (далее - Общество) о взыскании 79 433 руб. 36 коп., из них: 15 руб. 71 коп. необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, за 2014 год, 79 251 руб. 19 коп. необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, за 2015 год и 166 руб. 46 коп. пеней, начисленных за период с 24.08.2016 по 29.08.2016.
Определением от 02.09.2016 суд принял исковое заявление к рассмотрению в порядке упрощённого производства.
Определением от 31.10.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство). Этим же определением суд в соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением суда от 06 февраля 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Общества в доход федерального бюджета взыскано 3177 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска. Считает, что при определении объема тепловой энергии, отпущенной населению и потребителям, приравненным к населению, не подлежит применению норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды 0,1464 Гкал на 1 человека в месяц, утвержденный постановлением Главы муниципального образования "Город Онега и Онежский район" от 27.09.2004 N 609 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению". Полагает, что это постановление фактически утратило силу, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а не органами местного самоуправления. По мнению подателя жалобы, использованное им в расчетах количества тепловой энергии, поставленной населению, значение расхода тепловой энергии на подогрев воды (0,06 Гкал/м(3)), является верным, определено расчетным путем в соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и применялось Агентством с 2011 года при установлении тарифов. Заявляет, что это значение расхода тепловой энергии на подогрев воды правомерно применено Обществом при определении количества тепловой энергии, поставленной населению, и, соответственно, при определении размера субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения и потребителей, приравненных к населению, на нужды теплоснабжения, за 2014 и 2015 годы.
Кроме того, Общество ссылается на то, что примененный им норматив не превышает значения нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования "Онежский муниципальный район", утверждённых постановлением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства от 16.11.2016 N 105-пн.
Истец, третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Представители Общества в судебном заседании доводы жалобы поддержали.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу отклонил доводы, изложенные в жалобе, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ответчика, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.01.2014 Министерство (Сторона 1) и Общество (Сторона 2) руководствуясь Законом Архангельской области от 19.12.2013 N 59-4-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" заключили договор N 27-Т на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
Предметом заключенного договора является взаимодействие сторон, направленное на предоставление Стороной 1 Стороне 2 субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, в соответствии с разделом 3 Порядка 2014 года.
По условиям пункта 1.3 этого договора объем субсидии рассчитывается по формуле: С = (Пнас x (Т - Тнас)) - Sz, где: С - объем субсидии теплоснабжающей организации, руб.; Пнас - объём тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учёта тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Законом о теплоснабжении, определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Гкал; Т - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям (без НДС), руб./Гкал; Тнас - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (без НДС), руб./Гкал; Sz - стоимость не использованного по состоянию на 1 января 2013 году остатка каменного угля, руб.
В соответствии с пунктом 1.5 договора при расчете субсидии объем фактически отпущенной Стороной 2 тепловой энергии (теплоносителя) для населения подтверждается на основании объемов коммунальных услуг, указанных в выставленных потребителям платёжных документах. При отпуске Стороной 2 тепловой энергии потребителям, приравненным к населению, в случае отсутствия приборов учета в точках учета тепловой энергии, к расчету субсидии Стороной 2 принимается объем тепловой энергии, отпущенный населению и определенный в установленном порядке расчетным путем с использованием нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Стороны договора в пункте 1.6 согласовали, что отпуск Стороной 2 тепловой энергии (теплоносителя) для населения и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения) должен подтверждаться данными бухгалтерского учета.
Кроме того, между Министерством (Сторона 1) и Обществом (Сторона 2) заключены договоры от 21.01.2015 N 9-Т и от 10.12.2015 N 9-т/1 на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, в 2015 году.
В соответствии с пунктами 1.1 данных договоров взаимодействие сторон направлено на предоставление Стороной 1 Стороне 2 субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения в соответствии с разделом 3 Порядка 2015 года.
В соответствии с пунктами 1.3 договоров в качестве базовых величин для расчета размера субсидий принимаются: а) утвержденные Агентством для Стороны 2 тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без НДС);
б) утвержденные Агентством для Стороны 2 тарифы на тепловую энергию, поставляемую населению (без НДС);
в) объем тепловой энергии (теплоносителя), поставленный Стороной 2 населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, и (или) в случаях, допускаемых Законом N 190-ФЗ, определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг";
г) стоимость не использованного по состоянию на 1 января 2013 года остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений Архангельской области теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.
Согласно пунктам 1.4 договоров объем субсидии рассчитывается по формуле: СТ = (Пнас x (Т - Тнас) - Sz, где: СТ - объём субсидии Стороне 2, руб.; Пнас - объем тепловой энергии (теплоносителя), поставленный Стороной 2 населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии и (или) в случаях, допускаемых Законом N 190-ФЗ, определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Гкал;
Т - тариф на тепловую энергию, поставляемую Стороной 2 потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без НДС), руб./Гкал; Тнас - тариф на тепловую энергию, поставляемую Стороной 2 населению (без НДС), руб./Гкал; Sz - стоимость неиспользованного остатка каменного угля, руб.
В пунктах 1.5 этих же договоров установлено, что при расчете субсидии объем фактически отпущенной Стороной 2 тепловой энергии (теплоносителя) для населения определяется на основании объемов коммунальных услуг, указанных в выставленных потребителям платежных документах. При отпуске Стороной 2 тепловой энергии потребителям, приравненным к населению, в случае отсутствия приборов учета в точках учета тепловой энергии, к расчету субсидии Стороной 2 принимается объем тепловой энергии, отпущенный населению и определённый в установленном порядке расчетным путем с использованием нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктами 1.6 данных договоров отпуск Стороной 2 тепловой энергии (теплоносителя) для населения и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения) подтверждается данными бухгалтерского учёта.
Условиями названных договоров предусмотрены права Министерства: проводить проверки соблюдения Стороной 2 условий, целей и Порядка предоставления субсидий; в течение трех календарных дней со дня выявления нецелевого использования субсидии или нарушения Стороной 2 условий предоставления субсидии направлять Стороне 2 требование о возврате субсидии; обращаться в суд с требованием о возврате субсидии в случае неисполнения письменного требования Стороны 1.
В свою очередь, в силу условий этих договоров Сторона 2 обязана: предоставлять Стороне 1, контрольно-счетной палате Архангельской области, контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области при проведении проверки документы, подтверждающие соблюдение условий, целей и Порядка предоставления субсидии, документы, подтверждающие фактическую потребность в средствах субсидии; выполнять требование Стороны 1 о возврате субсидии в случае выявления Стороной 1 нарушения условий, целей и Порядка предоставления субсидий в течение 15 дней со дня предъявления Стороной соответствующего требования.
Как установлено пунктом 2.3.14 договора от 24.01.2014 N 27-Т, в случае невозврата или несвоевременного возврата средств областного бюджета, Сторона 2 обязана выплатить Стороне 1 пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Аналогичные условия предусмотрены пунктом 3.3.14 договора от 21.01.2015 N 9-Т и пунктом 3.3.12 договора от 10.12.2015 N 9-Т/1.
На основании распоряжения от 07.06.2016 N 295-р и программы проверки Министерство в период с 01.07.2016 по 25.07.2016 провело в отношении Общества плановую камеральную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения за 2014 и 2015 годы.
По итогам проведенной проверки составлен акт от 25.07.2016 N 203/01-23/92, в котором сделан вывод о завышении в расчетах фактической потребности в средствах субсидии за 2014 и 2015 годы объема тепловой энергии, отпущенной населению на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения).
Так, при проверке правильности определения объема отпуска тепловой энергии с применением нормативов Министерством установлено, что в нарушение пунктов 1.4 и 1.5 договора от 24.01.2014 N 27-Т Обществом неправильно отражен объем тепловой энергии (теплоносителя), поставленной населению муниципального образования "Малошуйское" муниципального образования "Онежский муниципальный район". При определении объема тепловой энергии неверно применен норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды (вместо утвержденного постановлением Главы муниципального образования "Город Онега и Онежский район" от 27.09.2004 N 609 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению" (далее - Постановление N 609) норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды 0,1464 Гкал на 1 человека в месяц Общество неправомерно применило никем не утвержденный норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды 0,06 Гкал/м(3) (или 0,1723 Гкал/чел. из расчета: 0,06 Гкал/м(3) х 2,871 м(3)/чел. = 0,1723 Гкал/чел.).
В ходе проверки Министерство произвело расчет объема тепловой энергии на подогрев воды в соответствии с Постановлением N 609 и установило, что в результате этого нарушения завышение объёма тепловой энергии за 2014 год составило 103,979 Гкал. В целом расхождения по объему отпуска тепловой энергии, отпущенной населению, и представленного Обществом в ежемесячных расчетах не выявлен, но указанное нарушение привело к завышению потребности в средствах субсидии и необоснованному получению из областного бюджета 15 руб. 71 коп. на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
Аналогичное нарушение выявлено Министерством и применительно к 2015 году. В ходе проверки Министерство произвело расчет объема тепловой энергии на подогрев воды в соответствии с Постановлением N 609 и установило, что в результате этого нарушения завышение объёма тепловой энергии за 2015 год составило 54,069 Гкал. В целом по предприятию расхождение по объему отпуска тепловой энергии, отпущенной населению, и представленного Обществом в ежемесячных расчётах составило 42,089 Гкал и привело к завышению потребности в средствах субсидии и необоснованному получению из областного бюджета 79 251 руб. 19 коп. на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
Министерство, руководствуясь подпунктом 3 пункта 49 Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп, направило ответчику требование от 03.08.2016 N 203/06-09/5463, в котором предложило ему в течение 15 дней со дня предъявления требования возвратить средства субсидии в общем размере 79 266 руб. 90 коп.
Общество получило это требование, но не исполнило его.
Поскольку Общество добровольно не возвратило средства субсидии в областной бюджет, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал обоснованным сделанный по итогам проверки вывод Министерства о неправомерном завышении Обществом объёма тепловой энергии, отпущенной населению муниципального образования "Малошуйское" и удовлетворил исковые требования.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением N 609 утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, максимальный из которых составляет 0,1464 Гкал на 1 человека в месяц.
Данные нормативы не были отменены, иных нормативов расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению установлено не было.
На момент принятия названного постановления Главы муниципального образования "Город Онега и Онежский район" часть 1 статьи 157 ЖК РФ действовала в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ, устанавливающей право органов местного самоуправления утверждать нормативы потребления коммунальных услуг. Данное постановление в спорный период являлось действующими, незаконным не признано. Суду не представлено доказательств установления иных нормативов расхода тепловой энергии на подогрев воды при оказании коммунальных услуг по горячему водоснабжению на территории муниципального образования "Малошуйское" муниципального образования "Онежский муниципальный район". Оснований считать, что данный норматив не подлежал применению как утративший силу, не имеется. Нормативы, установленные Постановлением N 609, подлежат применению при расчетах за горячее водоснабжение всеми предприятиями жилищно-коммунального хозяйства Онежского района.
Поскольку в рассматриваемом случае нормативы на подогрев ни органом государственной власти, ни органом местного самоуправления после вступления в силу новой редакции части 1 статьи 157 ЖК РФ не утверждались, а ранее принятые нормативы в установленном порядке недействительными не признаны, то суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что возможно применить к спорным отношениям сторон нормативы, установленные Постановлением N 609.
На основании изложенного следует признать, что суд первой инстанции правомерно отклонил доводы подателя жалобы о том, что норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный Постановлением N 609, не подлежал применению в спорных отношениях, а также о том, что названное постановление не подлежит применению в данном случае, поскольку этим постановлением не установлены нормативы именно для Общества.
Проверкой, проведенной Министерством, установлено, что Предприятие вместо утверждённого названным постановлением при определении количества тепловой энергии, поставленной населению, применило никем не утверждённый норматив в размере 0,06 Гкал/м(3).
Доводу Общества о том, что при утверждении Обществу тарифов Агентство в своих экспертных заключениях по обоснованию тарифов установило норматив на подогрев воды в размере 0,06 Гкал/м(3), суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку и правомерно его отклонил.
Ссылки Общества на то, что примененный им норматив не превышает значения нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования "Онежский муниципальный район", утвержденных постановлением Министерства от 16.11.2016 N 105-пн, также правомерно отклонены судом первой инстанции.
Все доводы, которые приведены ответчиком в апелляционной жалобе, повторяют его возражения в суде первой инстанции. Данным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Ссылки подателя жалобы в суде апелляционной инстанции на то, что норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды не должен устанавливаться в Гкал/чел. Не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку данный норматив расчетным методом может быть переведен в Гкал/м(3).
Ссылки подателя жалобы в заседании апелляционной инстанции на то, что расчет истца является не правильным, апелляционная коллегия не принимает, поскольку данный расчет ответчиком не опровергнут, контррасчет им в материалы дела не представлен.
Поскольку в данном случае установлено необоснованное получение Обществом средств субсидии в сумме 79 266 руб. 90 коп., заявленное истцом требование о взыскании указанной суммы в качестве излишне перечисленных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, за 2014 и 2015 годы правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Так как Общество не возвратило в установленный срок средства субсидии, требование истца о взыскании с ответчика 166 руб. 46 коп. пеней за период с 24.08.2016 по 29.08.2016. также правомерно удовлетворено судом.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 февраля 2017 года по делу N А05-9155/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Предприятие котельных и тепловых сетей" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Н. Моисеева |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9155/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 сентября 2017 г. N Ф07-8278/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ КОТЕЛЬНЫХ И ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ"
Третье лицо: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области