15 сентября 2017 г. |
Дело N А26-9766/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Ломакина С.А., Старченковой В.В.,
при участии от акционерного общества "ТНС энерго Карелия" Ешиной И.Ю. (доверенность от 01.01.2017),
рассмотрев 14.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Адамантекс - 1" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.02.2017 (судья Подкопаев А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 (судьи Попова Н.М., Несмиян С.И., Смирнова Я.Г.) по делу N А26-9766/2016,
установил:
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия", место нахождения: 185016, Республика Карелия, г. Петрозаводск, б-р Интернационалистов, д. 17, лит. А, ОГРН 1051000000050, ИНН 1001012875 (далее - АО "ТНС энерго Карелия"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Адамантекс - 1", место нахождения: 186550, Республика Карелия, Беломорский р-н, пос. Летнереченский, Набережная ул., д. 10, ОГРН 1141032000042, ИНН 1011009960 (далее - ООО "Адамантекс - 1"), о взыскании 108 407 руб. 16 коп. задолженности за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды сверх установленных нормативов.
Решением суда первой инстанции от 07.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.05.2017, иск АО "ТНС энерго Карелия" удовлетворен.
В кассационной жалобе ООО "Адамантекс - 1", ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы считает необоснованным взыскание с управляющей организации стоимости сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) по произведенным за период с марта 2014 года по август 2016 года перерасчетам. Податель жалобы указывает, что в спорный период сверхнормативные объемы электроэнергии, поставленной на ОДН, собственники и наниматели помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Адамантекс - 1", оплачивали непосредственно ресурсоснабжающей организации, что подтверждается принятыми в 2016 году на общих собраниях собственников решениями. Кроме того, податель жалобы считает, что истцом не учтены особенности определения объема электроэнергии, поставленной на ОДН, предусмотренные для ветхих и аварийных домов.
В отзыве АО "ТНС энерго Карелия" просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель АО "ТНС энерго Карелия" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители ООО "Адамантекс - 1", надлежаще извещенного о слушании дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, АО "ТНС энерго Карелия" наделено статусом гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Карелия.
ООО "Адамантекс-1" с 01.03.2014 управляет многоквартирными домами на территории поселка Летнереченский Беломорского района Республики Карелия.
Поставка ответчику электроэнергии осуществляется в отсутствие подписанного между сторонами договора энергоснабжения.
Основанием для обращения АО "ТНС энерго Карелия" в арбитражный суд с настоящим иском послужило неполучение от ООО "Адамантекс - 1" платы за электроэнергию, потребленную на ОДН сверх установленных нормативов за июль и август 2016 года в соответствии с перерасчетами, произведенными за период с марта 2014 года по август 2016 года.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав ООО "Адамантекс-1", имеющего статус управляющей организации, обязанным оплатить электроэнергию, поставленную на ОДН в объеме сверхнормативного потребления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Поскольку электрической энергией обеспечивалось население жилых домов, находящихся в управлении ООО "Адамантекс - 1", к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
В пункте 44 Правил N 354 (в редакции, действовавшей до 30.06.2016) предусмотрено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Согласно действующей редакции пункта 44 Правил N 354 распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Закрепленный в пункте 44 Правил N 354 порядок фактически сводится к тому, что полностью распределить между собственниками помещений объем потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, рассчитанный исходя из показаний общедомовых приборов учета, несмотря на его превышение над нормативной величиной, можно только по решению самих собственников, принятому в соответствующем порядке на общем собрании.
В соответствии с положениями частей 1, 2.3, 12 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом включает предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, за качество которых управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, из приведенных норм следует, что коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются управляющей организацией. При этом независимо от того, кому вносят платежи собственники и наниматели помещений многоквартирного жилого дома, лицом, обязанным произвести расчеты с ресурсоснабжающей организацией за ресурс, в том числе израсходованный на общедомовые нужды, остается управляющая организация.
Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 11.0.2013 N АКПИ13-205, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Суды, установив, что в спорный период общими собраниями собственников многоквартирных домов не принимались решения о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на ОДН, правомерно удовлетворили требование истца о взыскании с ответчика стоимости электроэнергии, поставленной на ОДН в объеме сверхнормативного потребления, определенного за июль и август 2016 года в соответствии с перерасчетами, произведенными за период с марта 2014 года по август 2016 года.
Расчет произведенных доначислений судами проверен и признан правильным.
Протоколы общих собраний собственников помещений о распределении объема коммунальной услуги, превышающего установленный норматив, получены АО "ТНС энерго Карелия" только в январе 2017 года, поэтому не могли быть учтены при определении объемов сверхнормативного потребления за спорный период. Как пояснил представитель истца в ходе рассмотрения дела, после проверки полученных от ответчика документов АО "ТНС энерго Карелия" внесло корректировки в расчет платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН за июль - август 2016 года (объем электрической энергии, потребленной в многоквартирных домах, по которым представлены соответствующие протоколы, был сторнирован).
Довод подателя жалобы о том, что при определении объема электроэнергии, поставленной на ОДН, следовало учитывать особенности, предусмотренные для ветхих и аварийных домов, не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку эти доводы не заявлялись при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не обоснованы имеющимися в материалах дела доказательствами.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов, положенные в основу принятых судебных актов, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и норам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела судами не допущено. В связи с этим суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы ООО "Адамантекс - 1".
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.02.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 по делу N А26-9766/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Адамантекс - 1" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.