15 сентября 2017 г. |
Дело N А44-9194/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.09.2017.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 14.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно - эксплуатационная компания" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 10.03.2017 (судья Максимова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А44-9194/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно - эксплуатационная компания", место нахождения: 174401, Новгородская область, город Боровичи, Речной переулок, дом 2, ОГРН 1025300990230, ИНН 5320016111 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области, место нахождения: 173007, Великий Новгород, Прусская улица, дом 10/12, ОГРН 1045300290947, ИНН 5321100197 (далее - Отдел), о признании незаконным предписания от 28.09.2016 N 283/1/1 об управлении нарушений требований пожарной безопасности по месту нахождения объекта защиты - административно - бытовых, производственно - складских зданий заявителя по адресу: город Боровичи, Речной переулок, дом 2.
Заявление принято с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 10.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.06.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 16.09.2016 N 283 Отделом в период с 20.09.2016 по 30.09.2016 в отношении Общества проведена выездная проверка с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания от 28.09.2015 N 340/1/1.
В ходе проверки было выявлено, что Обществом не исполнено ранее выданное предписание - не устранены нарушения требований пожарной безопасности по месту нахождения эксплуатируемых заявителем зданий, расположенных по адресу: город Боровичи, Речной переулок, дом 2, а именно: отсутствует наружное противопожарное водоснабжение на территории предприятия не менее чем от двух пожарных гидрантов.
В административно - бытовом здании не оборудованы помещения в соответствии с утвержденным проектом эвакуационным освещением: в коридорах и проходах по маршруту эвакуации; в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия; в зоне каждого изменения направления маршрута; при пересечении проходов и коридоров; перед каждым эвакуационным выходом; в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации; в местах размещения первичных средств пожаротушения; в местах размещения плана эвакуации, помещения более 60 кв. м; выход на кровлю на втором этаже здания не оборудован противопожарным люком 2-го типа (EI 30).
Ремонтно-механические мастерские не дооборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре, помещения площадью более 60 кв. м не оборудованы эвакуационным освещением (антипаническим освещением) в соответствии с утвержденным проектом, направленным на предотвращение паники и обеспечения условий для безопасного подхода к путям эвакуации, а также не оборудованы внутренним противопожарным водопроводом, сведения о наличии и исправности систем внутреннего противопожарного водопровода отсутствуют.
Складские помещения в здании котельной не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями норм, системой оповещения людей о пожаре.
Здание котельной не оборудовано первичными средствами пожаротушения в соответствии с требованиями норм - пожарными щитами.
По результатам проверки Отдел от 28.10.2016 составил акт N 283, а также выдал Обществу предписание N 283/1/1 (далее - Предписание), которым было предложено в срок до 01.09.2017 устранить вышеназванные нарушения.
Не согласившись с Предписанием, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности предписания, в связи с чем в удовлетворении заявления отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), которым определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Положения Закона N 123-ФЗ обязательны при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении, в том числе следующего условия: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу статьи 62 Закона N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В части 2 статьи 68 Закона N 123-ФЗ установлено, что к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации и противопожарные резервуары.
В статье 99 названного Закона перечислены требования к источникам противопожарного водоснабжения производственного объекта.
Производственные объекты должны обеспечиваться наружным противопожарным водоснабжением (противопожарным водопроводом, природными или искусственными водоемами). Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания или сооружения либо части здания или сооружения. Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 и степеней огнестойкости I и II категории Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1000 кубических метров, расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 категорий А, Б и В по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 500 кубических метров и категорий Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1000 кубических метров.
Наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (пункт 4.1 "СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы пожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденный приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178 (далее - СП 8.13130.2009).
Пунктом 8.4. СП 8.13130.2009 водопроводные сети должны быть, как правило, кольцевыми. Тупиковые линии водопроводов допускается применять: для подачи воды на противопожарные или на хозяйственно-противопожарные нужды независимо от расхода воды на пожаротушение - при длине линий не свыше 200 м.
Кольцевание наружных водопроводных сетей внутренними водопроводными сетями зданий и сооружений не допускается.
Примечание - В поселениях с числом жителей до 5 тыс. чел. и расходом воды на наружное пожаротушение до 10 л/с или при количестве внутренних пожарных кранов в здании до 12 допускаются тупиковые линии длиной более 200 м при условии устройства противопожарных резервуаров или водоемов, водонапорной башни или контррезервуара в конце тупика, содержащих полный пожарный объем воды.
Пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части.
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года (пункт 8.6. СП 8.13130.2009).
Аналогичные положения содержатся в СНиП 2.04.02-84*.
В данном случае судами установлено, что на территории по адресу: город Боровичи, Речной переулок, дом 2, заявителем эксплуатируются здания: административное двухэтажное здание площадью 662,1 кв. м (по функциональному назначению относится к классу Ф4.3); ремонтно-механические мастерские (гаражные боксы) (расположены в одноэтажном здании площадью 2132,2 кв. м, по функциональному назначению здание относится к классу Ф5.1); здание котельной площадью 46,4 кв. м, здание используется как складское помещение (по функциональному назначению Ф5.2); склад площадью 400,9 кв. м (по функциональному назначению Ф5.2); склад площадью 151,2 кв. м (по функциональному назначению Ф5.2).
В связи с этим судебные инстанции сделали вывод о том, что вышеназванные объекты Общества по своим характеристикам не относятся к объектам, на которых допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение.
Также суды установили, что ближайший пожарный гидрант расположен на улице А. Невского, на городской водопроводной сети (ПГ N 4), на расстоянии более 200 м (в 350 метрах) от объектов, эксплуатируемых обществом.
Ввиду изложенного судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что объект защиты Общества не имеет источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, как это предусмотрено требованиями пожарной безопасности.
Кроме того, суды указали, что мероприятия по устранению отраженного в пункте 1 Предписания нарушения требований пожарной безопасности предусмотрены нормативными документами в области пожарной безопасности и до введения в действие Закона N 123-ФЗ, в связи с чем Обществу не предъявляются более высокие требования, чем требования, действующие до дня вступления в силу соответствующих положений Закона N 123-ФЗ.
В силу статьи 60 Закона N 123-ФЗ здания и сооружения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения лицами, уполномоченными владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями и сооружениями. Номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала.
В пункте 55 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР N 390) руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год) (пункт 57 ППР N 390).
В соответствии с пунктом 4.1.1 СП 10.13130.2009 "Внутренний противопожарный водопровод" необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода определена для производственных и складских зданий категории по пожарной опасности "В" объемом более 500 куб. м.
В данном случае судами установлено, что производственные и складские здания Общества по Речному переулку, дом 2 имеют строительный объем более 500 куб. м и категорию по пожарной опасности "В", в связи с чем пришли к правильному выводу о законности пункта 7 оспариваемого Предписания.
Довод Общества о том, что осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности городских, сельских поселений, включая обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, является обязанностью органов местного самоуправления, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в силу статьи 62 Закона N 123-ФЗ источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров должны быть обеспечены на территории населенных пунктов и на территории организаций.
Также суды правильно указали, что наличие у органов местного самоуправления полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности не освобождает лиц, указанных в части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ от ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.
Довод Общества о том, что пункты 1 и 7 оспариваемого Предписания не могут быть выполнены, поскольку отсутствует техническая возможность по установке пожарных гидрантов и устройства внутреннего противопожарного водопровода на имеющемся водопроводе, о чем МУП "Боровичский водоканал" сообщило письмом от 14.10.2016 N 2010, суды обоснованно отклонили, ссылаясь на примечание 2 к таблице 2 СП 8.13130.2009.
В связи с этим правильно сочли, что недостаточная производительность наружных водопроводных сетей не является обстоятельством, исключающим для хозяйственного субъекта необходимость обеспечения объекта противопожарным водоснабжением.
Пункты 2,3,4,5,6,8,9 и 10 Предписания по существу не оспариваются.
Не принимается во внимание довод Общества о неисполнимости оспариваемого предписания Отдела, поскольку оно не соответствует критерию конкретности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Данная норма не содержит императивных указаний о форме и обязательных реквизитах предписания, в том числе необходимости указания конкретного способа его исполнения. Отсутствие в предписании конкретных действий, подлежащих совершению в целях устранения (прекращения) нарушения, предоставляет субъекту предпринимательской деятельности возможность самостоятельно избрать приемлемый для него механизм исполнения предписания.
Кассационная инстанция также отклоняет довод Общества о том, что требования СП 8.13130.2009, СП 1.13130.2009, СП 52.13130.2011, СП 31-110-2003, СП 4.13130.2013, СП 5.13130.2009, СП 3.13130.2009 должны соблюдаться при проектировании вновь стоящихся и реконструируемых зданий и сооружений.
Положения свода правил не освобождают Общество от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности при его эксплуатации и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 10.03.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 по делу N А44-9194/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно - эксплуатационная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.