18 сентября 2017 г. |
Дело N А56-58107/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кустова А.А., Серовой В.К.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Покровской Л.Ю. (доверенность от 05.12.2016 N 01-30-1474/16), от Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Шумского А.С. (доверенность от 31.10.2016 N 46), от Министерства обороны Российской Федерации Маклакова А.В. (доверенность от 15.03.2017 N 212/1/93),
рассмотрев 18.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 по делу N А56-58107/2016 (судьи Попова Н.М., Жукова Т.В., Смирнова Я.Г.),
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская улица, дом 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547, (далее - Учреждение), а при недостаточности денежных средств у Учреждения к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство) о взыскании 43 076 руб. 01 коп. неосновательного обогащения в виде сбережения денежных средств на оплату услуг по водоснабжению и водоотведению, оказанных в период с 01.02.2016 по 30.04.2016 в отношении котельной, расположенной в военном городке N 428 по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Березовая аллея, дом 9-11, литера Г.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2017 (судья Судас Н.Е.) исковые требования удовлетворены полностью.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - третье лицо, АО "ГУ ЖКХ").
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.05.2017 решение суда от 07.02.2017 отменено. В удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенное постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы считает, что поскольку Учреждение не представило доказательств своевременного мотивированного отказа от подписания спорных договоров водоснабжения и водоотведения, договоры являются заключенными на условиях Предприятия и Учреждение является надлежащим ответчиком.
В отзыве Учреждение просит оставить и решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения. По мнению Учреждения, истцом не доказан факт получения энергоресурсов непосредственно Учреждением.
В отзыве Министерство просит оставить судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Учреждения и Министерства - доводы отзыва на нее.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что 22.06.2013 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество внесена запись о регистрации права оперативного управления Учреждения в отношении котельной с бытовыми помещениями, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Березовая аллея, дом 9-11, литера Г (кадастровый номер 78:3254:0:41).
Письмом от 04.12.2015 N 300-18-516/15-00 истец уведомил Учреждение о том, что в связи с прекращением договорных отношений с акционерным обществом "Славянка" начисление платы за услуги по водоснабжению и водоотведению, фактически оказываемые в отношении объектов Учреждения, с 01.11.2015 будет производиться непосредственно Учреждению.
Предприятие представило письмо от 25.11.2015 N 300-19-586/15 о направлении Учреждению для подписания договора холодного водоснабжения N 07-018134-Б-ВС и договора водоотведения N 07-018197-Б-ВО в отношении котельной, расположенной в военном городке N 428 по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Березовая аллея, дом 9-11, литера Г.
На указанном письме имеется отметка Учреждения от 25.11.2015 о получении письма.
Ссылаясь на сбережение Учреждением денежных средств в сумме 43 076 руб. 01 коп. на оплату услуг по водоснабжению и водоотведению, оказанных в период с 01.02.2016 по 30.04.2016 в отношении котельной, расположенной в военном городке N 428 по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Березовая аллея, дом 9-11, литера Г, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Апелляционная инстанция решение суда отменила, в иске отказала. Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционная инстанция ссылаясь на заключенный между АО "ГУ ЖКХ" и Министерством государственный контракт от 21.09.2015 N 4-ВКХ на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (далее - Контракт N 4-ВКХ) посчитала надлежащим ответчиком по делу - АО "ГУ ЖКХ".
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе и в отзыве на нее доводы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает судебный акт ошибочным и подлежащим отмене.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 11 статьи 7 указанного закона определено, что горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ установлено, что к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Договор энергоснабжения в силу статьи 426 ГК РФ является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Согласно статье 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (статья 438 ГК РФ).
Пунктом 12 Правил N 644 установлены специальные правила для акцептирования договоров холодного водоснабжения, водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которыми абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов указанных договоров обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор. Договор считается заключенным со дня получения организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) подписанного абонентом договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не установлено настоящими Правилами или соответствующим договором.
В случае если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типовых договоров (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Из материалов дела видно, что Предприятие письмом от 04.12.2015 N 300-18-516/15-00 уведомило Учреждение о том, что в связи с прекращением договорных отношений с акционерным обществом "Славянка" начисление платы за услуги по водоснабжению и водоотведению, фактически оказываемые в отношении объектов Учреждения, с 01.11.2015 будет производиться непосредственно Учреждению.
Письмом от 25.11.2015 N 300-19-586/15 истец направил в адрес Учреждения проекты договоров холодного водоснабжения N 07-018134-Б-ВС и договора водоотведения N 07-018197-Б-ВО в отношении спорной котельной, расположенной в военном городке N 428 по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Березовая аллея, дом 9-11, литера Г.
Указанное письмо получено Учреждением 25.11.2015, что подтверждается штампом ответчика и не оспаривается сторонами, однако ни подписанные договора, ни возражения по ним в установленные сроки истцу не поступали.
При указанных обстоятельствах, следует признать, что договоры холодного водоснабжения и водоотведения в отношении спорной котельной заключены с Учреждением на условиях содержащихся в договорах, представленных Предприятием (N 07-018134-Б-ВС и N 07-018197-Б-ВО).
В спорный период во исполнение Договоров холодного водоснабжения и водоотведения истец оказал в отношении объекта Учреждения услуги водоснабжения и водоотведения, задолженность по оплате стоимости которых составила 43 076 руб. 01 коп.
Расчет стоимости оказанных услуг произведен истцом в соответствии с тарифами, установленными распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 379-р "Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2020 годы".
Счета-фактуры с расшифровками к ним и претензия от 07.07.2016 направлялись Учреждению, документально обоснованных возражений Предприятие не получало. Доказательств того, что в отношении спорного объекта услуги по водоснабжению и водоотведению оказывала иная организация, Учреждение и Министерство не представили, как и не представили доказательств оплаты в полном объеме оказанных услуг.
Доводы Учреждения и Министерства, поддержанные судом апелляционной инстанции, о наличии между Министерством и АО "ГУ ЖКХ" государственного контракта от 21.09.2015 N 4-ВКХ на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства и подведомственных ему организаций, о том, что надлежащим ответчиком по делу является третье лицо отклоняются судом кассационной инстанции.
Как видно из материалов дела, Учреждению на праве оперативного управления принадлежит котельная, расположенная в военном городке N 428 по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Березовая аллея, дом 9-11, литера Г.
Данный факт подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 23.11.2015.
Доказательств о недостоверности указанных в данной выписке сведений, равно как и доказательств передачи и регистрации в установленном порядке прав на спорную котельную АО "ГУ ЖКХ", ответчики не представили.
Как видно из материалов дела, Предприятие также направило проекты договоров на водоснабжение и водоотведение по спорному объекту (N 07-028501-ПП-ВС и N 07-028507-ПП-ВО) обособленному подразделению в филиал "Санкт-Петербургский" АО "ГУ ЖКХ".
Согласно письму N 4575/исх/30 проекты договоров (N 07-028501-ПП-ВС и N 07-028507-ПП-ВО) возвращены Предприятию филиалом АО "ГУ ЖКХ" без подписания 06.12.2016.
Таким образом, уполномоченное Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р, АО "ГУ ЖКХ" как единственный исполнитель, осуществляющий для Министерства в 2015 - 2016 гг. закупки в том числе работ и услуг, связанных с водоснабжением и водоотведением, для нужд Министерства и подведомственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, отказалось от подписания договоров с истцом на водоснабжение и водоотведение по спорному объекту.
При указанных обстоятельствах, оплачивать услуги водоснабжения и водоотведения должно Учреждение, которому на праве оперативного управления принадлежит котельная.
Ссылка суда апелляционной инстанции на определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2015 по делу N 303-ЭС15-6562 неправомерна, поскольку в настоящем деле иные обстоятельства (АО "ГУ ЖКХ" не является гарантирующим поставщиком и не оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению по регулируемым тарифам).
Ссылка Министерства на государственный контракт от 21.09.2015 N 4-ВКХ на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению для нужд Министерства, заключенный с АО "ГУ ЖКХ", не может быть принята во внимание, поскольку Предприятие стороной указанного государственного контракта не является, а потому этот контракт не порождает каких-либо обязательств для истца при том, что АО "ГУ ЖКХ" отказалось от подписания договоров с истцом на водоснабжение и водоотведение по спорному объекту.
Учитывая, что Министерство является собственником имущества Учреждения и главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию его полномочий, и руководствуясь пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ, статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", подпунктом 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство несет субсидиарную ответственность по долгам Учреждения в случае отсутствия у последнего денежных средств.
При указанных обстоятельствах в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а иск - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 по делу N А56-58107/2016 отменить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547, в пользу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская улица, дом 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426, 43 076 руб. 01 коп. долга, а также 5 000 руб. в счет возмещения судебных расходов на уплату государственной пошлины по иску и по кассационной жалобе.
При недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, взыскать в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" 43 076 руб. 01 коп. долга, а также 5 000 руб. в счет возмещения судебных расходов на уплату государственной пошлины по иску и по кассационной жалобе.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.