19 сентября 2017 г. |
Дело N А56-56798/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Асмыковича А.В., Дмитриева В.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Ивановой Т.С. (доверенность от 17.08.2017), от акционерного общества "Балтийский Балкерный Терминал" Татевосян Н.Л. (доверенность от 26.12.2016), Плечева Е.А. (доверенность от 29.05.2017 N 52-ГУ/17),
рассмотрев 14.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Балтийский Балкерный Терминал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.03.2017 (судья Шелема З.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 (судьи Фуркало О.В., Савина Е.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-56798/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Балтийский Балкерный Терминал", место нахождения: 198096, Санкт-Петербург, Элеваторная площадка (Угольная гавань), д. 28, лит. АС, ОГРН 1027802730031, ИНН 7805164692 (далее - Общество), о взыскании 253 237 руб. 70 коп. платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования.
Решением от 01.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.05.2017, требования удовлетворены частично; с Общества в пользу Дороги взыскано 253 207 руб. 15 коп. платы за использование железнодорожных путей общего пользования; в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и на несоответствие их выводов материалам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, его вина в простое спорных вагонов не доказана.
В отзыве на кассационную жалобу Дорога просит жалобу отклонить.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Дороги возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что 10.10.2013 Дорога (перевозчик) и Общество (владелец) заключили договор N 20/М (далее - Договор), на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Автово Октябрьской железной дороги.
В соответствии с пунктом 7 Договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные выставочные пути владельца N 18, 23, 24, 25; дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Технологические сроки оборота вагонов установлены в пункте 14 Договора.
Согласно пункту 18.3 в редакции дополнительного соглашения от 19.10.2015 N 2 владелец уплачивает перевозчику платы, предусмотренные статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Согласно части 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Согласно части 12 статьи 39 Устава, если в указанных в части 11 статьи 39 случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Судами установлено, что в октябре 2015 года на станцию Автово в адрес Общества следовало 65 вагонов с грузом "калий хлористый" в составе поезда N 2041 с индексом 7690-953-0356.
На промежуточной станции Мга Октябрьской железной дороги 10.10.2015 в 15 ч 20 мин указанные вагоны были задержаны на основании распоряжения о задержке вагонов N 6068 по причинам, зависящим от грузополучателя, а именно в связи с неприемом станцией Автово из-за невыполнения Обществом технологических сроков оборота вагонов.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актом общей формы от 19.10.2015 N 6/767. О задержке вагонов в пути следования и их отправлении на станцию назначения Общество уведомлено извещениями.
За время задержки вагонов владельцу на основании акта общей формы N 6/767 в соответствии с пунктом 18.3 Договора, положениями статьи 39 Устава начислено 206 160 руб. 40 коп. платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе.
В тот же период, в октябре 2015 года, Дорогой в адрес Общества на станцию Автово доставлены вагоны, которые, несмотря на надлежащее уведомление владельца о времени подачи вагонов в порядке, предусмотренном пунктом 6 Договора, простаивали также по причине невыполнения Обществом технологических сроков оборота вагонов.
Указанные обстоятельства удостоверены актами общей формы N 6/759, 6/782, 6/758, 6/761, 6/762, 6/765, 6/771, 6/772, 6/773, 6/770, 6/778.
За время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов Обществу на основании данных актов в соответствии с пунктом 18.3 Договора, положениями статьи 39 Устава начислено 47 077 руб. 30 коп. платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе.
Факт невыполнения в рассматриваемый период установленных договором технологических сроков оборота вагонов подтверждается памятками приемосдатчика на подачу и на уборку вагонов N 2747, 2748, 2750 - 2807, 2809 - 2903, подписанными ответчиком без возражений.
Направленные в адрес Общества претензии в добровольном порядке не удовлетворены, что послужило основанием для обращения Дороги с иском в суд.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу о правомерности начисления Дорогой Обществу 206 160 руб. 40 коп. платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе за время задержки вагонов в пути следования.
Суды правомерно отклонили возражение ответчика о том, что имелись основания для его освобождения от внесения такой платы.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых решения и постановления.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Таким образом, кассационную жалобу надлежит оставить без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 по делу N А56-56798/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Балтийский Балкерный Терминал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.