20 сентября 2017 г. |
Дело N А26-10632/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Асмыковича А.В., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 14.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.05.2016 (судья Михайлова А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 (судьи Полубехина Н.С., Колосова Ж.В., Старовойтова О.Р.) по делу N А26-10632/2014,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Олонец-древ" место нахождения: Республика Карелия, г. Олонец, ул. Урицкого, д. 12, каб.20, ОГРН 1116324002520, ИНН 1014011879 (далее - ООО "Олонец-древ,", Общество, Арендатор) о взыскании 103729 руб. 09 коп., из которых 85204 руб. 86 коп. - задолженность по уплате арендной платы по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 за 2012 год, 18523 руб. 23 коп. пеней за нарушение сроков внесения арендной платы.
Также Министерство заявило требования о расторжении договора аренды лесного участка от 18.12.2007 и обязании Общества освободить лесной участок, арендуемый в рамках названного выше договора, путем его возврата по акту приема-передачи в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
До принятия решения Министерство в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило сумму иска, указав, что по состоянию на 16.05.2016 года задолженность по арендной плате и пеням составляет 99300 руб. 27 коп., из которых: арендная плата по сроку 15.12.2012 года в части минимальных ставок в размере 35135 руб. 32 коп., в части, превышающей минимальные ставки, - 14052 руб. 53 коп.; арендная плата по сроку на 31.12.2014 года в части минимальных ставок в размере 25725 руб. 29 коп., в части, превышающей минимальные ставки, - 10291 руб. 72 коп.; пени за период с 16.12.2012 года по 22.12.2012 года в части минимальных ставок в размере 10061 руб. 19 коп., в части, превышающей минимальные ставки, - 4033 руб. 42 коп.
Решением от 23.05.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.09.2016, в иске отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Министерства - без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.01.2017 приостановлено производство по вышеуказанной кассационной жалобе Министерства до вынесения Верховным Судом Российской Федерации судебного акта по делу N А26-6186/2015.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2017 N 307-ЭС16-20174 по делу N А26-6186/2015 отказано в передаче кассационной жалобы Министерства для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.08.2017 назначено судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе Министерства на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.05.2016 и постановления Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 по делу N А26-10632/2014 и о возможности ее рассмотрения в том же судебном заседании.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.09.2017 возобновлено производство по кассационной жалобе Министерства на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.05.2016 и постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 по делу N А26-10632/2014.
Министерство и Общество, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием в рассмотрении жалобы в силу части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых решения и постановления проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Государственным комитетом Республики Карелия по лесу и обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" заключен договор аренды лесного участка от 18.12.2007(далее - договор), по условиям которого обществу с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" в целях заготовки древесины передан в аренду лесной участок площадью 12451 кв. м, расположенный на территории Святозерского и Важинского участковых лесничеств Пряжинского лесничества. Лесной участок передан арендатору по акту от 18.12.2007.
Срок действия договора установлен с 01.09.2005 по 31.12.2029, договор зарегистрирован в установленном порядке 17.01.2008.
В дальнейшем произошла перемена лиц в обязательстве, что отражено в дополнительном соглашении от 02.09.2011: арендодателем является Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, арендатором - ООО "Олонец-древ".
В соответствии с пунктом 3.4.2 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором.
Согласно пункту 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,4. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
Арендатор вносит арендную плату в соответствии с Приложением 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 15%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% и представляет в месячный срок арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Приложением 4 к договору "Сроки внесения арендной платы" определяется годовой размер арендной платы, перечисляемой в федеральный бюджет, в бюджет Республики Карелия.
Согласно пункту 2.4 размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Установленная пунктом 1.2 договора расчетная норма заготовки древесины составляет 5,3 тыс. куб. м. Тот же среднегодовой объем использования лесов указан в приложении N 3 к договору.
Согласно пункту 3.4.10 договора с 2008 года арендатор обязался полностью осваивать установленный проектом освоения лесов ежегодный размер отпуска древесины (расчетную лесосеку). Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена пунктом 4.3 в виде штрафа в размере 100 МРОТ.
В соответствии с пунктом 5.2 после утверждения в установленном порядке проекта освоения лесов пункт 1.2 договора и приложения к нему приводятся в соответствие с проектом.
Согласно пункту 5.3 все изменения к договору оформляются в письменной форме, подписываются сторонами и подлежат государственной регистрации.
Арендатору ежегодно предлагалось подписать приложение N 4 "Сроки внесения арендной платы" на следующий год, устанавливающее размер годовой арендной платы, отличный от указанного в приложении N 4, подписанного при заключении договора.
Как установлено судами, размер годовой арендной платы определен с учетом объема расчетной лесосеки на 2012 год, включая создание лесной инфраструктуры.
Согласно проекта освоения лесов объем коммерческой заготовки древесины составляет 6100 куб. м. По расчету Министерства в 2012 году Общество допустило недоосвоение в объеме 1029 куб. м. На создание лесной инфраструктуры проектом освоения лесов предусмотрен ежегодный объем - 300 куб. м. При этом, в 2012 году Общество создало лесную инфраструктуру в границах арендуемого участка, в связи с чем изъято 50 куб. м древесины; стоимость изъятой древесины, в том числе при создании лесной инфраструктуры полностью уплачена в бюджет. В 2015 году Общество обратилось в Министерство с заявлением о выделении дополнительного объема древесины за счет недоиспользованного объема изъятия в предыдущие три года. Письмом от 03.08.2015 года Министерство согласовало Обществу освоение дополнительного объема древесины в размере 2,0 тыс. куб. м.
При этом, как установлено судом, Арендатор исчислял и вносил арендную плату за заявленную в декларациях и фактически изъятую древесину.
В связи с несвоевременным внесением ответчиком арендной платы за 2012 год Министерство неоднократно направляло в адрес ответчика претензионные письма с требованием погасить задолженность по арендной плате и пени и о расторжении договора аренды, которые ответчик оставил без удовлетворения.
Ссылаясь на наличие просрочек внесения арендной платы, а также задолженности по уплате арендных платежей и пени за недоосвоение установленного годового объема использования лесов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал Министерству в удовлетворении заявленных требований, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В соответствии со статьей 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ (части 1-3).
В соответствии с частью 2 статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы). При этом определение размера арендной платы возможно при наличии информации о лесном фонде, подлежащем рубке, в связи с чем применение усредненных ставок платы за древесину не представляется обоснованным.
Изложенная в части 2 статьи 73 ЛК РФ норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет). Ввиду императивности части 2 статьи 73 ЛК РФ и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных Постановлением N 310, не допускается, поскольку противоречит части 2 статьи 73 ЛК РФ.
Ввиду изложенного следует признать правильным вывод судов о том, что арендная плата, рассчитанная Министерством за недоосвоенный объем древесины по средним ставкам, взысканию не подлежит.
Как обоснованно указали суды, создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным статьей 25 ЛК РФ, а может осуществляться параллельно с заготовкой древесины при наличии такой необходимости у Арендатора, в связи с чем является его правом, а не обязанностью, поскольку иное противоречило бы принципу рациональности использования лесов.
Как установлено судом первой инстанции, нарушением условий договора является незаготовка древесины в полном объеме в 2012 году. Вместе с тем за названное нарушение ответчиком оплачен штраф, а в 2015 году недоосвоенный объем был задекларирован, освоен арендатором, арендная плата уплачена в бюджет в полном объеме.
Оценив представленные в дело доказательства суд пришел к выводу о том, что совокупность фактических обстоятельств дела во взаимосвязи с нормами действующего законодательства в регулируемой сфере правоотношений свидетельствует о том, что приведенные истцом основания не могут быть признаны существенными нарушениями условий договора аренды со стороны арендатора, а следовательно - основанием для расторжения договора аренды.
Суд кассационной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции относительно отказа в удовлетворении требований истца о расторжении договора, поскольку в рассматриваемом случае суды посчитали расторжение договора несоразмерным степени нарушенного обязательства и балансу интересов сторон.
Выводы судов соответствуют материалам дела и установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.05.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 по делу N А26-10632/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.