26 сентября 2017 г. |
Дело N А56-74659/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Подвального И.О., Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества "Комиавиатранс" Василевского А.М. (доверенность от 15.10.2016 N 156/16),
рассмотрев 20.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Комиавиатранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2017 (судья Хохлов Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2017 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Толкунов В.М.) по делу N А56-74659/2016,
установил:
Акционерное общество "Комиавиатранс", место нахождения: 167981, Республика Коми, город Сыктывкар, Советская улица, дом 67, ОГРН 1131101002670, ИНН 1101141183 (далее - Общество), обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными пунктов 2 и 4 предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, проспект Римского-Корсакова, дом 39, ОГРН 1097847327709, ИНН 7838434432 (далее - Управление, административный орган) от 28.07.2016 N 14.29-07.
Решением суда первой инстанции от 20.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.05.2017, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Податель жалобы указывает на отсутствие правовых оснований для выдачи предписания в обжалуемой части, поскольку положения Требований к здравпункту аэровокзала гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 27.03.2012 N 81 (далее - Требования), носят рекомендательный характер.
Письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу Управлением не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Управление, надлежащим образом извещенное о месте и времени слушания дела, в судебное заседание представителей не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно статье 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, административный орган на основании распоряжения Управления от 10.06.2016 N 261-р провел плановую выездную проверку деятельности Общества на предмет соблюдения требований воздушного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверочных мероприятий выявлены нарушения и выдано предписание от 28.07.2016 N 14.29-07.
В предписании, в частности, указано, что в нарушении пунктов 1, 13 Требований в здравпункте аэровокзала в терминале международных воздушных линий отсутствует комната временного размещения больных, ожидающих отправления рейса (размещение производится не ранее чем за 4 часа до вылета) (пункт 2); в здравпункте аэровокзала в терминале международных воздушных линий выход из здравпункта на перрон не оснащен пандусом (площадка, служащая для въезда/выезда к расположенному над цоколем здания входу/выходу, для транспортировки больных на коляске, каталке) (пункт 4).
В соответствии с предписанием Обществу надлежит устранить выявленные нарушения и в срок до 28.12.2016 проинформировать Управление о принятых мерах с приложением заверенных копий подтверждающих документов.
Общество оспорило пункты 2 и 4 предписания Управления в судебном порядке.
Суды двух инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Требованиями установлен минимальный перечень оснащения, перечень и площади помещений здравпункта аэровокзала.
В соответствии с пунктом 13 Требований рекомендуемый перечень и площади помещений здравпункта аэровокзала должны соответствовать нормам согласно приложению N 2 к данным Требованиям.
В приложении N 2 к Требованиям предусмотрено, что здравпункт аэровокзала должен быть оснащен комнатой временного размещения больных, ожидающих отправления рейса (размещение производится не ранее чем за 4 часа до вылета) и оснащен приспособлениями для больных с ограниченными физическими возможностями.
В соответствии с пунктом 10 Требований помещения здравпункта аэровокзала должны располагаться на первом этаже аэровокзала с выходом в зал ожидания и на перрон.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (часть 7 статьи 15 Закона N 181-ФЗ).
Из приведенного выше правового регулирования следует, что организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, в том числе перевозку пассажиров воздушным транспортом, обеспечивают оборудование объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для их беспрепятственного использования.
В приложении N 2 к Требованиям также определена необходимость оснащения приспособлениями для больных с ограниченными физическими возможностями отдельных помещений здравпункта аэровокзала.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в нарушение приведенных положений законодательства в здравпункте аэровокзала Общества в терминале международных воздушных линий отсутствуют комната временного размещения больных, ожидающих отправления рейса (размещение производится не ранее чем за 4 часа до вылета) и оснащение выхода из здравпункта аэровокзала на перрон пандусом.
Полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности с учетом приведенных нормативных положений суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали оспариваемое предписание в обжалуемой части соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы Общества в экономической сфере.
При этом суды правомерно не приняли довод Общества о рекомендательном характере Требований, указав, что положения означенного нормативного правового акта являются обязательными к исполнению.
Доводы Общества, не согласного с выводами судов, основаны на неверном толковании норм материального права.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2017 по делу N А56-74659/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Комиавиатранс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.