27 сентября 2017 г. |
Дело N А26-4385/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Асмыковича А.В., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 25.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.09.2016 (судья Михайлова А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 (судьи Кашина Т.А., Горбик В.М., Колосова Ж.В.) по делу N А26-4385/2016,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (место нахождения: 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Олонец-древ" (место нахождения: 186000, Республика Карелия, г. Олонец, Кирпичный пер., здание лесопильного цеха, ОГРН 1116324002520, ИНН 1014011879; далее - общество, ООО "Олонец-древ") о взыскании с общества по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 задолженности по арендной плате в сумме 20 401 руб. по сроку уплаты на 15.03.2016 и пени в сумме 1126 руб.65 коп. за несвоевременную уплату арендной платы по состоянию на 01.08.2016 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ; том дела I, лист 125).
Решением от 16.09.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.12.2016, министерству отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе ее податель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и ошибочность (необоснованность) их выводов ввиду требований лесного законодательства и условий рассматриваемого договора аренды. Министерство не согласно с выводами судов о том, что в данном случае арендная плата, рассчитанная истцом за недоосвоенный объем древесины по средним ставкам, не подлежит взысканию.
В отзыве на жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения.
Определением суда кассационной инстанции от 06.04.2017 производство по жалобе министерства приостановлено до вынесения Верховным Судом Российской Федерации судебного акта по делу N А26-6186/2015.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Северо-Западного округа Соколовой С.В. от 21.09.2017 ввиду болезни судьи Алешкевича О.А. (ранее участвовавшего в рассмотрении кассационной жалобы по настоящему делу) в составе суда произведена замена на судью Савицкую И.Г.
В судебном заседании 25.09.2017 производство по жалобе министерства возобновлено в связи с опубликованием на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в сети Интернет в полном объеме текста определения от 02.06.2017 N 307-ЭС16-20174 (дело N А26-6186/2015); с учетом определения кассационной инстанции от 18.08.2017 о назначении вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе кассационная жалоба министерства рассмотрена по существу в судебном заседании 25.09.2017.
После замены состава суда судебное разбирательство произведено сначала (части 3 и 5 статьи 18 АПК РФ).
В суд кассационной инстанции 12.09.2017 от общества поступил дополнительный отзыв на жалобу и ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Представители общества и министерства, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 18.12.2007 между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка площадью 5003 кв. м, расположенного на территории Паннильского и Кинелахтинского участковых лесничеств Пряженского лесничества. Лесной участок передан арендатору по акту от 18.12.2007; срок действия договора установлен с 03.03.2006 по 31.12.2029; договор зарегистрирован в установленном порядке 21.01.2008.
В последующем произошла перемена лиц в обязательстве, что отражено в дополнительном соглашении от 02.09.2011: арендодателем стало министерство, арендатором - ООО "Олонец-древ".
Согласно пункту 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,41. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
Арендатор вносит арендную плату в соответствии с Приложением N 4 к договору аренды в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% и представляет в месячный срок арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату (пункт 2.2 договора).
Приложением N 4 к договору "Сроки внесения арендной платы" определяется годовой размер арендной платы, перечисляемой в федеральный бюджет и в бюджет Республики Карелия.
Согласно пункту 2.4 договора размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Установленная пунктом 1.2 договора расчетная норма заготовки древесины составляет 9,6 тыс. куб. м; тот же среднегодовой объем использования лесов указан в приложении N 3 к договору.
В соответствии с пунктом 3.4.10 договора арендатор обязан полностью осваивать установленный проектом освоения лесов ежегодный размер отпуска древесины (расчетную лесосеку).
Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена в названном договоре в пункте 4.3 - в виде штрафа в размере 100 МРОТ.
Согласно пункту 5.2 после утверждения в установленном порядке проекта освоения лесов пункт 1.2 договора и приложения к нему приводятся в соответствие с проектом.
Арендатору ежегодно предлагалось подписать приложение N 4 "Сроки внесения арендной платы" на следующий год, устанавливающее размер годовой арендной платы, отличный от указанного в приложении N 4, подписанного при заключении договора.
Судами установлено, что размер годовой арендной платы на 2016 год определен с учетом объема расчетной лесосеки на 2015 год, включая создание лесной инфраструктуры.
На 15.03.2016 обществом поданы, а министерством приняты лесные декларации с ведомостями материально-денежной оценки на изъятие лесного ресурса в объеме 3784 куб. м; создание лесной инфраструктуры не предусмотрено.
Согласно пояснениям истца взыскиваемая сумма задолженности (с учетом уточнения иска) составляет арендную плату, рассчитанную за неизъятый объем древесины и не созданную инфраструктуру по средним ставкам, а также начисленную неустойку.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.
В соответствии с частью 2 статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов. При этом определение размера арендной платы возможно при наличии информации о лесном фонде, подлежащем рубке, в связи с чем применение усредненных ставок платы за древесину не представляется обоснованным.
Содержащаяся в части 2 статьи 73 ЛК РФ норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет). Ввиду императивности части 2 статьи 73 ЛК РФ и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных постановлением N 310, не допускается.
Поэтому суды правомерно сочли, что арендная плата, рассчитанная министерством за недоосвоенный объем древесины по средним ставкам, взысканию не подлежит.
Ввиду положений статей 13 и 25 ЛК РФ суды указали, что создание объектов лесной инфраструктуры является правом, а не обязанностью арендатора. Отсутствие необходимости создавать объекты лесной инфраструктуры в конкретном календарном году не должно влечь обязанности по рубке древесины. Иной подход будет противоречить принципу рационального использования лесов, поскольку обязывает арендатора вырубать дополнительный объем древесины в отсутствие такой необходимости. Договор аренды лесного участка также не содержит обязанности арендатора по обязательному созданию лесной инфраструктуры. В пункте 3.3.2 договора аренды лесного участка закреплено именно право арендатора на создание объектов лесной инфраструктуры.
Объем изъятия лесных ресурсов установлен Проектом освоения лесов, который в силу положений статей 12, 88 ЛК РФ является основным документом, дающим право на осуществление заготовки древесины. В пункте 3 Состава проекта освоения лесов и Порядка его разработки, утвержденных приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, установлено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов. Таким образом, нормативно разведены понятия "использование лесов" как основной вид деятельности и "создание лесной инфраструктуры". Начисление арендной платы может производиться только за рубку древесины при использовании лесов.
При изложенном правовом регулировании спорных правоотношений, объективно оценив условия договора, суды правильно признали, что предъявленный министерством иск не подлежит удовлетворению.
Доводы участников спора получили правильную судебную оценку; выводы судов отвечают правовой природе рассматриваемой арендной платы, нормативно установленным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.09.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 по делу N А26-4385/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.