28 сентября 2017 г. |
Дело N А21-8790/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Боголюбовой Е.В., Власовой М.Г.,
при участии от акционерного общества "УСК МОСТ" Сватиковой Е.В. (доверенность от 30.11.2016),
рассмотрев 28.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "УСК МОСТ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.02.2017 (судья Педченко О.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Згурская М.Л.) по делу N А21-8790/2016,
установил:
Акционерное общество "УСК МОСТ", место нахождения: 117246, Москва, Научный пр., д. 13, ком. 20, ОГРН 1027739060942, ИНН 7702322731 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Комитету архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, пл. Победы, д. 1, оф. 453, ОГРН 1083925027702, ИНН 3904603262 (далее - Комитет), и муниципальному казенному предприятию "Управление капитального строительства" городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236006, Калининградская обл., Калининград, наб. Адмирала Трибуца, д. 37, ОГРН 1043900854690, ИНН 3904063049 (далее - Предприятие), об обязании Комитета (муниципального заказчика) и Предприятия (заказчика-застройщика) внести изменения в пункте 8.3 муниципального контракта от 12.07.2006 N 23 в части изменения срока выполнения работ, изложив пункт 8.3 контракта в следующей редакции: "Дата окончания работ по контракту является исходной для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков строительства. В соответствии с конкурсным предложением подрядчика на момент подписания настоящего контракта датой окончания работ определено 30.04.2017".
Решением суда первой инстанции от 21.02.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.06.2017, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить; вынести новый судебный акт - об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, суды неправомерно отказали в иске, поскольку сроки исполнения подрядчиком обязательств по муниципальному контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит жалобу отклонить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Другие участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (заказчиком) и Обществом (подрядчиком) был заключен муниципальный контракт от 12.07.2006 N 23, в соответствии с условиями которого подрядчик принял на себя обязательства по строительству объекта "Строительство мостового перехода через реки Старая и Новая Преголя в городе Калининграде, Калининградская область по проекту, утвержденному постановлением мэра города Калининграда от 13.04.2006 N 810 "Об утверждении рабочего проекта "Строительство мостового перехода через реки Старая и Новая Преголя в городе Калининграде, Калининградская область".
Дополнительным соглашением от 24.02.2009 N 7 к контракту в число его участников включен Комитет в качестве муниципального заказчика, наименование Предприятия в контракте изменено с "заказчик" на "заказчик-застройщик".
Из пункта 8.1 контракта следует, что календарные сроки выполнения работ по контракту, дата окончания работ по контракту и сроки завершения отдельных этапов работ определяются графиком производства подрядных работ (Приложение 4), составленным подрядчиком и утвержденным заказчиком в соответствии с пунктом 8.4 контракта.
В пункте 8.3 контракта предусмотрено, что дата окончания работ по контракту является исходной для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков строительства. В соответствии с конкурсным предложением подрядчика на момент подписания настоящего контракта датой окончания работ определено 30.09.2009".
Дополнительным соглашением от 23.11.2012 N 24 к контракту стороны продлили срок его исполнения до декабря 2013 года.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 11.12.2014 по делу N А21-9049/2014 внесены изменения в пункт 8.3 контракта в части изменения срока выполнения работ; пункт 8.3 изложен в следующей редакции: "Дата окончания работ по контракту является исходной для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков строительства. В соответствии с конкурсным предложением подрядчика на момент подписания настоящего контракта датой окончания работ определено 30.06.2016".
Дополнительным соглашением от 28.06.2016 N 32 пункт 8.3 контракта изложен в следующей редакции: "Дата окончания работ по контракту является исходной для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков строительства. Датой окончания работ определено 31.12.2016".
Общество 12.10.2016 обратилось к Комитету и Предприятию с уведомлениями о невыполнении последними обязательств по полной передаче рабочей документации и приостановлению в связи с этим работ на объекте.
Кроме того, ссылаясь на указанные обстоятельство Общество указало на необходимость в срок до 19.10.2016 согласовать и подписать проект дополнительного соглашения N 35, в котором пункт 8.3 контракта изложен в следующей редакции: "Дата окончания работ по контракту является исходной для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков строительства. В соответствии с конкурсным предложением подрядчика на момент подписания настоящего контракта датой окончания работ определено 30.04.2017".
Поскольку Комитетом и Предприятием проект дополнительного соглашения N 35 к контракту в части изменения сроков окончания работ не подписан, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении исковых требований отказали.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Контракт был заключен в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В связи со вступлением в силу с 01.01.2014 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Закон N 94-ФЗ утратил силу.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ к отношениям, возникшим до дня вступления в силу этого Закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона N 44-ФЗ. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу названного Федерального закона, сохраняют свою силу.
В связи с этим к спорным отношениям подлежат применению положения Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 767 ГК РФ изменение условий государственного или муниципального контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускается в случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 названного Закона.
Частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта, к каковым в силу статьи 708 ГК РФ относятся сроки выполнения подрядных работ, не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, закрепленных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Из изложенного следует, что перечень оснований для изменения сроков работ по государственному контракту является исчерпывающим.
Как отражено в пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.
Судами не установлено наличие оснований для изменения существенных условий контракта, предусмотренных частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали в иске.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.02.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 по делу N А21-8790/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "УСК МОСТ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.