04 октября 2017 г. |
Дело N А56-71255/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский университет гражданской авиации" Краева К.В. (доверенность от 12.01.2016 N 7.1-34),
рассмотрев 03.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский университет гражданской авиации" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2017 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 (судьи Толкунов В.М., Сомова Е.А., Протас Н.И.) по делу N А56-71255/2016,
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский университет гражданской авиации", место нахождения: 196210, Санкт-Петербург, улица Пилотов, дом 38, ОГРН 1037821044150, ИНН 7810251630 (далее - Университет, СПбГУ ГА), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 4-я линия, дом 13, литера "А", ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - УФАС, Управление), от 03.08.2016 по делу N 44-2952/16 (далее - Решение УФАС) в части признания в действиях заказчика нарушения части 5 статьи 65 и пункта 1 части 1 статьи 64 (пункта 2 части 1 статьи 33) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Кроме того, заявитель просил суд признать недействительным Решение УФАС в части передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", место нахождения: 127055, Москва, Новослободская улица, дом 24, строение 2, ОГРН 1027707000441, ИНН 7707308480; общество с ограниченной ответственностью "Эконом Строй Сервис", место нахождения: 198205, Санкт-Петербург, Авангардная улица, дом 31, литера "А", помещение 14-Н, ОГРН 1107847392113, ИНН 7807356054; а также общество с ограниченной ответственностью "ЛСР Северо-Запад", место нахождения: 197183, Санкт-Петербург, Приморский проспект, дом 4, литера "А", офис 2-Н, ОГРН 1167847056288, ИНН 7814637112 (далее - ООО "ЛСР Северо-Запад").
Решением суда первой инстанции от 19.01.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017, заявление Университета удовлетворено частично: оспоренное Решение УФАС от 03.08.2016 признано недействительным в части признания в действиях заказчика нарушения части 5 статьи 65 Закона N 44-ФЗ. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В своей кассационной жалобе СПбГУ ГА, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты в части оставления без удовлетворения заявленных требований Университета и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает ошибочными выводы судов двух инстанций о наличии в действиях заявителя нарушений требований пункта 1 части 1 статьи 64 (пункта 2 части 1 статьи 33) Закона N 44-ФЗ.
В судебном заседании представитель Университета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность принятых судебных актов в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ранее СПбГУ ГА (заказчик) провел открытый аукцион в электронной форме ("Извещение" N 0372100043916000060) "на выполнение ремонтных работ душевых комнат в общежитии Университета" (далее - аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта - 3 500 992 руб. 37 коп.
При проведении данного аукциона ООО "ЛСР Северо-Запад" обратилось в УФАС с жалобой от 27.07.2016 (вх. N 17748/16) на неправомерные действия заказчика, выразившиеся в необоснованном отклонении заявки N 13 от участия в аукционе. По результатам рассмотрения этой жалобы, а также в результате проведения внеплановой проверки, Управление вынесло вышеупомянутое "Решение" от 03.08.2016, согласно которому жалоба ООО "ЛСР Северо-Запад" признана необоснованной, а в действиях СПбГУ ГА выявлены нарушения части 5 статьи 65 и пункта 1 части 1 статьи 64 (пункта 2 части 1 статьи 33) Закона N 44-ФЗ. Кроме того, согласно пункту 4 Решения УФАС материалы дела N 44-2952/16 подлежали передаче уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Не согласившись с законностью указанного Решения УФАС в части признания в действиях заказчика нарушения части 5 статьи 65, пункта 1 части 1 статьи 64 (пункта 2 части 1 статьи 33) Закона N 44-ФЗ, Университет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций в полной мере исследовали и оценили доказательства представленные участниками спора, а также приведенные ими доводы. В данном случае суд первой инстанции согласился с мнением Управления о наличии в действиях СПбГУ ГА как заказчика нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 64 (пункт 2 части 1 статьи 33) Закона N 44-ФЗ ввиду необъективного описания объекта закупки и отсутствия обоснования использования нестандартных показателей в "Документации об аукционе в электронной форме (электронном аукционе) на выполнение ремонтных работ душевых комнат в общежитии Университета" (далее - Аукционная документация). В связи с этим суд первой инстанции указал на наличие у УФАС правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого заявителем Решения в этой части, как и для последующей передачи материалов дела N 44-2952/16 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика. Однако при этом суд констатировал также факт отсутствия со стороны Университета признаков другого названного нарушения по части 5 статьи 65 Закона N 44-ФЗ. Как следствие, - именно в названной части Решение УФАС признано недействительным. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, в связи с чем постановлением от 26.05.2017 оставил решение от 19.01.2017 в обжалуемой части без изменения.
Несогласие с выводами судов двух инстанций в части признания Решения УФАС законным и обоснованным (относительно признания в действиях заказчика вышеупомянутых нарушений пункта 1 части 1 статьи 64 (пункт 2 части 1 статьи 33) и передачи материалов дела N 44-2952/16 уполномоченному должностному лицу) послужило Университету основанием для подачи кассационной жалобы. При этом судебные акты от 19.01.2017 и от 26.05.2017 в части признания недействительным Решения УФАС СПбГУ ГА в кассационном порядке не обжалует.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права в обжалуемой части, не находит оснований для удовлетворения жалобы Университета в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона. Так, в силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела Управление установило, что в Аукционной документации ("Извещение" N 0372100043916000060) описание объекта закупки было сформулировано способом, исключающим возможность однозначного восприятия действительных потребностей заказчика.
Так, например, в Приложении N 3 "Часть II. Технического задания" упомянутой Аукционной документации в столбце с порядковым N 22 в позиции N ЛСРN01 (пункт 59) "Наименование товара" - "трубы стальные" указаны следующие требования: "условный проход должен быть 32 мм, толщина стенки должна быть не менее 4,0 мм. Оцинкованные. Трубы должны выдерживать гидравлическое давление: не менее 2,4 МПа. Технические характеристики должны соответствовать ГОСТ 3267-75" (том 1, лист 57).
При этом указанный стандарт (таблицы 1 и 2) устанавливает следующие классификационные признаки труб: легкие (условный проход 32 мм, толщина стенки 2,8 мм, гидравлическое давление - 2,4 МПа); обыкновенные (условный проход 32 мм, толщина стенки 3,2 мм, гидравлическое давление - 2,4 МПа); усиленные (условный проход 32 мм, толщина стенки 4,0 мм, гидравлическое давление - 3,1 МПа).
Сравнительный анализ Аукционной документации и требований ГОСТа 3267-75 позволил УФАС придти к правильному выводу о том, что заказчиком в Аукционной документации предъявлены требования о применении в ходе производства работ "труб стальных": с одной стороны - "усиленных" (толщина стенки 4 мм), а с другой - "легких" или "обыкновенных" (гидравлическое давление 2,4 МПа). По мнению Управления, сформулированные подобным образом неоднозначные требования к применению "труб стальных" носят в итоге необъективный характер, что подтверждается существующими государственными техническими стандартами, которые в данном случае заказчиком не были учтены.
Университет в кассационной жалобе ссылается на отсутствие со своей стороны нарушений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, мотивируя это доводами о том, что величина гидравлического давления, равная 3,1 МПа, является большей по значению чем 2,4 МПа, в связи с чем полагает необоснованным вывод УФАС "о необъективном описании закупки".
Однако в ходе рассмотрения дела N А56-71255/2016, а также в судебном заседании кассационной инстанции представитель Университета так и не смог обосновать - каким именно образом предъявленные требования к указанным характеристикам применяемых "труб стальных" обуславливают действительные объективные потребности заказчика.
Ввиду изложенных обстоятельств дела следует согласиться с выводами УФАС (поддержанными двумя судебными инстанциями) о том, что СПбГУ ГА в данном случае установил такие требования к характеристикам товара, которые не отвечают правилам описания объекта закупки (согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
У суда кассационной инстанции нет оснований не согласиться с выводами Управления, поскольку подобное описание объекта закупки в итоге сформировало ложное представление о потребностях заказчика (Университета) и тем самым ввело в заблуждение участника закупки, что в свою очередь послужило основанием для отклонения его заявки в допуске к участию в аукционе.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанцией полно и всесторонне, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция считает, что основания для отмены судебных актов в обжалуемой части отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 по делу N А56-71255/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский университет гражданской авиации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.