10 октября 2017 г. |
Дело N А13-15019/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И.,
при участии от государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Горбуновой Ю.А. (доверенность от 14.04.2017 N 140),
рассмотрев 09.10.2017 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Северная Торговая Компания" и государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.03.2017 (судья Мамонова А.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017 (судьи Мурахина Н.В., Кутузова И.В., Холминов А.А.), по делу N А13-15019/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северная Торговая Компания", место нахождения: 160012, город Вологда, улица Герцена, дом 121, помещение 7, ОГРН 1033500080547, ИНН 3525132411 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 160001, город Вологда, проспект Победы, дом 33, ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187 (далее - Фонд), от 03.10.2016 N 5195 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 15 905 руб. 10 коп. и о возложении на Фонд обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление социальной защиты, опеки и попечительства администрации города Вологды, место нахождения: 160035, город Вологда, улица Каменный мост, дом 4, ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930 (далее - Управление социальной защиты населения администрации г. Вологды).
Решением суда первой инстанции от 30.03.2017 признано недействительным оспариваемое решение Фонда в части отказа в выделении Обществу средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 12 376 руб. 65 коп.; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 06.07.2017 решение от 30.03.2017 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неверную оценку судами фактических обстоятельств дела и неправильное применение ими норм материального права, просит отменить решение от 30.03.2017 и постановление от 06.07.2017 в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении его заявления в полном объеме. Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, т.е. выполняют оплачиваемую работу. Кроме того, Общество считает, что закон предоставляет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет даже работающему и получающему вознаграждение за труд лицу, что следует из положений статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В кассационной жалобе Фонд, ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 30.03.2017 и постановление от 06.07.2017 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью. Как утверждает податель жалобы, размер назначенного работодателем Годовикову Евгению Валерьевичу ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в отношении которого матерью написан отказ от родительских прав, не зависит от количества предыдущих детей, рожденных такой матерью, и количества предыдущих детей самого опекуна. Следовательно, по мнению Фонда, ежемесячное пособие по уходу за ребенком за период с 19.01.2016 по 15.06.2016 должно быть выплачено в размере 40 процентов от среднего заработка, полученного Годовиковым Е.В. в расчетном периоде.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы своей кассационной жалобы и возражал против удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Общество и Управление социальной защиты населения администрации г. Вологды о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество обратилось в Фонд с заявлением от 18.07.2016 о выделении денежных средств на возмещение расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 42 323 руб. 47 коп., в том числе 36 254 руб. 56 коп., произведенных им на выплату своему сотруднику Годовикову Е.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В ходе камеральной проверки Фонд пришел к выводу о нарушении Обществом положений статьи 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) и части 2 статьи 256 ТК РФ, поскольку ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначено и выплачено Обществом своему сотруднику, который является приемным родителем и осуществляет уход за ребенком на возмездной основе. По мнению Фонда, страхователю следовало выплатить указанное пособие Годовикову Е.В. за период с 19.01.2016 по 15.06.2016 в размере 40 процентов среднего заработка (4136 руб. 61 коп.), так как нет информации о предыдущих детях, рожденных матерью данного ребенка.
По результатам проверки Фонд составил акт от 26.08.2016 N 25342/3 и принял решение от 03.10.2015 N 5195, которым Обществу отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 15 905 руб. 10 коп.
Не согласившись с принятым решением Фонда, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования частично.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалоб, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), предусмотрено, что обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В силу статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Из содержания пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ следует, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 указанного Закона).
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам, ежемесячными пособиями по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и Законом N 81-ФЗ.
Статьей 3 Закона N 81-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком относится к государственным пособиям.
В соответствии со статьей 4 Закона N 81-ФЗ выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Обязанность выплаты пособий возложена на страхователя с последующим зачетом за счет средств Фонда.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ, а также пункту 5 части 1 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию является, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В силу пункта 4 части 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
На основании пункта 1 части 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.
Пунктами 3, 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 данной статьи.
Часть 1 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ устанавливает, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Согласно части 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом N 81-ФЗ.
В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленный в соответствии с частью 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ, суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100 процентов среднего заработка застрахованного лица, определенного в порядке, установленном статьей настоящего Федерального закона, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия (часть 2 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ).
При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка (часть 3 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ).
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен статьей 13 Закона N 255-ФЗ.
Часть 1 указанной нормы предусматривает, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Пункт 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень документов, представляемых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным лицом.
Так, для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с частью 4 настоящей статьи справка (сведения) из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) отца, матери (обоих родителей) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком запрашивается страховщиком в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в распоряжении которого находятся такие сведения. Застрахованное лицо вправе по собственной инициативе представить указанную справку для назначения и выплаты пособия.
В данном случае Фонд настаивает на том, что размер назначенного работодателем Годовикову Е.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в отношении которого матерью написан отказ от родительских прав, не зависит от количества предыдущих детей, рожденных такой матерью и количества детей самого опекуна.
Отклоняя эти доводы Фонда, суды обоснованно исходили из следующего.
Положениями части 4 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ и абзацем восьмым пункта 15 Закона N 81-ФЗ предусмотрено, что в случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных настоящей статьей, без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.
При этом в соответствии со статьей 256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.
По желанию работников, усыновивших ребенка (детей), им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им (ими) возраста трех лет (статья 257 ТК РФ).
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (абзац второй статьи 13 Закона N 81-ФЗ).
Проанализировав указанные нормы в совокупности, суды пришли к выводу о том, что ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком и последующими детьми может быть назначено и выплачено не только матери ребенка, но и иным лицам, перечисленным в абзаце втором части 1 статьи 13 Закона N 81-ФЗ, в том числе опекунам.
Судами установлено, что Годовиков Е.В. принят на работу в Общество 02.11.2015 на должность заместителя директора (том дела 1, лист 52).
Распоряжением начальника Управления социальной защиты населения администрации г. Вологды от 19.01.2016 N 34 (том дела 1, листы 54) Годовиков Е.В. временно назначен опекуном в отношении ребенка, 27.09.2015 года рождения, на шесть месяцев со дня принятия распоряжения.
Приказом Общества от 19.01.2016 (том дела 1, лист 55) по заявлению работника Годовикову Е.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет на период с 19.01.2016 по 18.07.2016 с назначением ежемесячного пособия согласно действующему законодательству.
При обращении в Фонд с заявлением о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения в числе других документов Общество представило копии свидетельств о рождении трех детей, 25.10.2000 года рождения, 01.03.2005 года рождения, 20.04.2011 года рождения.
Судами также установлено, что Годовиков Е.В. является единственным кормильцем в семье, осуществляющим уход за детьми и их воспитание.
Факт выплаты Обществом пособия Годовикову Е.В. подтверждается платежными ведомостями от 01.02.2016 N 4, от 29.02.2016 N 6, от 31.03.2016, от 30.04.2016, от 31.05.2016, от 30.06.2016 и не оспаривается Фондом, так же как и правильность оформления подтверждающих документов.
При данных обстоятельствах с учетом положений статьи 256 ТК РФ, статьей 13 и 14 Закона N 81-ФЗ, статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ суды пришли к выводу о правомерном предоставлении Обществом Годовикову Е.В. отпуска по уходу за ребенком и выплате ему пособия.
Оснований не согласиться с данным выводом судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Возражения Фонда относительно размера спорного пособия не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку позиция подателя жалобы в данном случае основана на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, следует признать, что суды правомерно признали незаконным решение Фонда от 03.10.2016 N 5195 в части отказа Обществу в возмещении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в сумме 12 376 руб. 65 коп.
Помимо указанной суммы Общество при обращении в Фонд предъявило к возмещению расходы на выплату Годовикову Е.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с 16.06.2016 по 30.06.2016.
Отказывая в удовлетворении требований Общества в данной части суды обоснованно исходили из следующего.
Материалами дела подтверждается, что распоряжением начальника Управления социальной защиты населения администрации г. Вологды от 16.06.2016 N 1069 с 16.06.2016 Годовиков Е.В. назначен опекуном на возмездной основе.
Во исполнение указанного распоряжения Управление социальной защиты населения администрации г. Вологды и Годовиков Е.В. заключили договор о приемной семье от 16.06.2016 N 74, согласно которому Годовиков Е.В. принимает на воспитание в приемную семью ребенка, а орган опеки и попечительства в лице Управления передает приемного ребенка на воспитание в приемную семью и обеспечивает выплату приемному родителю денежного вознаграждения и денежных средств на содержание приемного ребенка, обеспечивает предоставление мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством.
Пунктами 5.1 и 5.2 договора от 16.06.2016 N 74 предусмотрено, что выплата денежного вознаграждения осуществляется в размере, предусмотренном статьей 26 Закона Вологодской области от 16.03.2015 N 3602-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" (далее - Закон N 3602-ОЗ).
Впоследствии, приказом Общества от 18.07.2016 Годовикову Е.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет на период с 19.07.2016 по 27.03.2017 с назначением ежемесячного пособия согласно действующему законодательству.
Суды пришли к выводу о том, что Годовиков Е.В., являясь приемным родителем и осуществляя деятельность по воспитанию приемного ребенка на возмездной основе, фактически осуществляет трудовую деятельность, в связи с этим у него отсутствует право на получение ежемесячного пособия.
Общество в кассационной жалобе, как и ранее при рассмотрении дела указывает на положения статьи 256 ТК РФ, согласно которой лица, указанные в части второй названной статьи во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия.
Данный довод был оценен судами и обоснованно отклонен.
Пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) предусмотрено, что опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон N 48-ФЗ) установлено, что обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (пункты 1 и 2 статьи 152 СК РФ).
В силу положений пункта 2 статьи 153 СК РФ размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 153.1 СК РФ размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, данной нормой предусмотрено несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
На основании изложенного суды сделали правомерный вывод о том, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.
Как следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 26 Закона N 3602-ОЗ, денежное вознаграждение, причитающееся приемным родителям (родителю), проживающим на территории Вологодской области, и взявшим на воспитание не более трех детей, устанавливается в размере 4798 руб. в месяц за воспитание каждого приемного ребенка.
Пункт 3 статьи 26 названного Закона предусматривает, что выплата вознаграждения приемным родителям (родителю) осуществляется государственным учреждением области, уполномоченным на оказание государственных услуг и исполнение государственных функций в сфере социальной защиты населения, с момента заключения договора о приемной семье с учетом районных коэффициентов, установленных на территории Вологодской области
Проанализировав указанные нормы регионального законодательства, суды посчитали, что получаемое приемными родителями вознаграждение за оказание услуг по воспитанию ребенка приравнивается к заработной плате.
Также суды приняли во внимание то, что в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения), а суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего на момент возникновения спорных отношений и утратившего силу с 01.01.2017.
Таким образом, поскольку вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным статьей 217 НК РФ и статьей 9 Закона N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, суды указали, что с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
При таких обстоятельствах следует признать верным вывод судов о том, что принимая на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение по договору о приемной семье, приемный родитель выполняет оплачиваемую работу.
Суды отметили, что вознаграждение приемным родителям является мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей. В отличие от опекунов, исполняющих обязанности по опеке, как правило, безвозмездно, приемные родители исполняют обязанности по договору за вознаграждение. Таким образом, государственная поддержка приемных семей осуществляется не через систему пособий, а через систему установления вознаграждений за воспитание ребенка, различных льгот и компенсаций, что не может рассматриваться как нарушение прав граждан и юридических лиц.
Изложенные судами выводы также согласуются с правовой позицией, приведенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.09.2012 N 1549-О, решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2009 N ГКПИ08-2132, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2016 N 29-КГ16-3, от 30.05.2014 N 48-КГ14-5 и от 15.05.2017 N 91-КГ17-2.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.03.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017 по делу N А13-15019/2016 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Северная Торговая Компания" и государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав указанные нормы регионального законодательства, суды посчитали, что получаемое приемными родителями вознаграждение за оказание услуг по воспитанию ребенка приравнивается к заработной плате.
Также суды приняли во внимание то, что в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения), а суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего на момент возникновения спорных отношений и утратившего силу с 01.01.2017.
Таким образом, поскольку вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным статьей 217 НК РФ и статьей 9 Закона N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, суды указали, что с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
...
Суды отметили, что вознаграждение приемным родителям является мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей. В отличие от опекунов, исполняющих обязанности по опеке, как правило, безвозмездно, приемные родители исполняют обязанности по договору за вознаграждение. Таким образом, государственная поддержка приемных семей осуществляется не через систему пособий, а через систему установления вознаграждений за воспитание ребенка, различных льгот и компенсаций, что не может рассматриваться как нарушение прав граждан и юридических лиц.
Изложенные судами выводы также согласуются с правовой позицией, приведенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.09.2012 N 1549-О, решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2009 N ГКПИ08-2132, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2016 N 29-КГ16-3, от 30.05.2014 N 48-КГ14-5 и от 15.05.2017 N 91-КГ17-2."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 октября 2017 г. N Ф07-11333/17 по делу N А13-15019/2016