13 октября 2017 г. |
Дело N А26-11584/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Серовой В.К., Старченковой В.В.,
при участии от акционерного общества "ТНС энерго Карелия" Самойловой М.А. (доверенность от 01.01.2017 N 13),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ТНС энерго Карелия" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017 (судьи Смирнова Я.Г., Жукова Т.В., Несмиян С.И.) по делу N А26-11584/2016,
установил:
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия" (место нахождения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 45, ОГРН 1051000000050, ИНН 1001012875; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Север" (место нахождения: 186500, Республика Карелия, г. Беломорск, ул. Мерецкова, д.9, ОГРН 1141032000010, ИНН 1011009952; далее - Организация) о взыскании 113 767 руб. 20 коп. задолженности за электроэнергию, потребленную в октябре 2016 года.
Решением от 29.03.2017 (судья Гарист С.Н.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.06.2017 решение от 29.03.2017 изменено. С Организации в пользу Общества взыскана задолженность по оплате электрической энергии, потребленной сверх норматива на общедомовые нужды в сумме 110 699 руб. 40 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, просит отменить постановление апелляционной инстанции от 26.06.2017.
По мнению подателя жалобы, управляющая организация обязана оплатить стоимость электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды сверх установленного норматива, независимо от признания домов аварийными и подлежащими сносу.
В отзыве на кассационную жалобу Организация просит оставить жалобу без удовлетворения, полагая ее необоснованной.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Организация о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Обществом и Организацией сложились фактические договорные отношения по поставке электрической энергии в находящиеся в управлении Организации многоквартирные дома.
Для осуществления расчетов между Обществом и Организацией открыт лицевой счет N 90020.
Общество, поставив в октябре 2016 года в управляемые Организацией многоквартирные дома электрическую энергию и полагая, что Организация обязана оплатить задолженность за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды сверх норматива, ссылаясь на наличие у нее в связи с этими обстоятельствами долга в сумме 114 151 руб. 50 коп., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт поставки Обществом электрической энергии подтверждается материалами дела.
Организация считает неправомерным взыскание с нее платы за сверхнормативное потребление электроэнергии в аварийных домах в сумме 3 452 руб. 10 коп.
Объем поставленной на общедомовые нужды электрической энергии определен Обществом исходя из показаний общедомовых приборов учета.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда и отказывая Обществу в части заявленных требований, указал на то, что ряд многоквартирных домов, находящихся в управлении Организации, признаны аварийными и включены в соответствующий перечень, ввиду чего размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных на общедомовые нужды энергоресурсов ограничен утвержденными нормативами потребления.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактическое принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11. 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении, повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются в том числе на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
В данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями приборами учета за счет собственных средств, если подтверждена техническая возможность их установки.
Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
В соответствии с пунктом 44 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.
Между тем, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих домах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Таким образом, несмотря на то, что ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды, размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
Постановлениями администрации муниципального района "Беломорский муниципальный район" признаны аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома, участвующие в расчете платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в размере сверх установленного норматива за октябрь 2016 года, расположенные по ул. Пашкова (д. 13, 15), по ул. Строительной (д. 5, 14), по ул. Щуркина (д. 1, 19), по ул. Банковской (д. 50), по ул. Восточной (д. 3), по ул. Каменной (д. 12, 13, 14), по ул. Совхозной (д. 13, 15), по ул. Порт-шоссе (д. 11, 13) по ул. Центральная (д. 3).
Согласно представленным в материалы дела расчетам плата за электрическую энергию на общедомовые нужды за октябрь 2016 года в ветхих домах, рассчитанная исходя из объема электрической энергии, определенного в соответствии с показаниями общедомового прибора учета, превышает плату исходя из объема электрической энергии, определенного по нормативам.
Поскольку часть домов включена в перечень домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в установленном законом порядке, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у Общества оснований для начисления платы за поставленную в эти дома на общедомовые нужды электроэнергию сверх утвержденной нормативом потребления, кассационная инстанция считает правильным, равно как и вывод об удовлетворении исковых требований только в части взыскания 110 699 руб. 40 коп. в связи с исключением из суммы долга суммы за сверхнормативное потребление электроэнергии в аварийных домах (3 452 руб.10 коп.) и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017 по делу N А26-11584/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "ТНС энерго Карелия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О Матлина |
Судьи |
Е.О Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.