20 октября 2017 г. |
Дело N А56-70707/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Подвального И.О., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "Научно-исследовательский институт командных приборов" Федорова А.А. (доверенность от 09.01.2017), от общества с ограниченной ответственностью "ЭталонПромСтрой" Ширяева А.С. (доверенность от 23.01.2017),
рассмотрев 17.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Научно-исследовательский институт командных приборов" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2017 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2017 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-70707/2016,
установил:
Акционерное общество "Научно-исследовательский институт командных приборов", место нахождения: 198216, Санкт-Петербург, Трамвайный проспект, дом 16, ОГРН 1147847231674, ИНН 7805654288 (далее - Институт, АО "НИИ командных приборов"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 4-я линия, дом 13, литера "А", ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - УФАС, Управление), от 19.08.2016 по делу N РНПГОЗ-9/16 (далее - Решение УФАС) об отказе заявителю во включении в "Реестр недобросовестных поставщиков" (далее - Реестр) общества с ограниченной ответственностью "ЭталонПромСтрой", место нахождения: 197348, Санкт-Петербург, Богатырский проспект, дом 2, литера "А", ОГРН 1167847280006, ИНН 7814656860 (далее - ООО "ЭПС", Общество).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено упомянутое Общество.
Решением суда Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2017, в удовлетворении заявления АО "НИИ командных приборов" отказано.
В своей кассационной жалобе и в дополнениях к ней Институт ссылается на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить указанные судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявления. Как полагает податель жалобы, суды не приняли во внимание фактические обстоятельства дела, указывающие на наличие оснований для включения ООО "ЭПС" в указанный Реестр. Не были оценены, по мнению АО "НИИ командных приборов", и обстоятельства, ранее установленные в судебных актах другого арбитражного дела N А56-55406/2016. Кроме того, выводы судов первой и апелляционной инстанций по настоящему делу N А56-70707/2016 об отсутствии нарушенных прав Института заявитель считает ошибочными.
В судебном заседании представитель АО "НИИ командных приборов" поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
УФАС надлежащим образом извещено о месте и времени судебного заседания, однако в суд своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, по результатам открытого конкурса, проведенного в электронной форме (извещение N 0472000003315000002), между Институтом (застройщиком) и генподрядчиком - закрытым акционерным обществом "ЭталонПромСтрой" (ныне ООО "ЭПС") 22.10.2015 был заключен договор "на выполнение комплекса работ в составе проекта "Реконструкция и техническое перевооружение опытного производства", реализуемого в рамках ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы" N 451/3930 (далее - Договор N 451/3930).
В соответствии с пунктами 5.1-5.2 Договора N 451/3930 работы выполняются на основании графика производства работ, оформляемого генподрядчиком на момент заключения Договора; начало выполнения работ - с момента заключения Договора (то есть с 22.10.2015), а завершение работ - 30.11.2017.
Письмом от 21.07.2016 АО "НИИ командных приборов" сообщило Обществу о расторжении Договора N 451/3930 в одностороннем порядке в связи с существенной задержкой выполнения работ и с неполным освоением аванса по данному Договору.
Впоследствии Институт направил в УФАС заявление о включении ООО "ЭПС" в Реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные заявителем документы, Управление 19.08.2016 вынесло упомянутое Решение УФАС, которым отказало Институту в удовлетворении данного заявления.
Не согласившись с законностью указанного Решения УФАС, АО "НИИ командных приборов" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Институту в удовлетворении его заявления, так как констатировали отсутствие бесспорных доказательств недобросовестного и умышленного поведения со стороны ООО "ЭПС", направленного на уклонение от выполнения обязательств по Договору N 451/3930. В данном случае суды установили, что Общество подтверждало заявителю свою готовность завершить указанные работы в надлежащий срок. Как следствие, суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии причин для включения генподрядчика в Реестр.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу АО "НИИ командных приборов" не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила N 1062), антимонопольный орган осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При принятии решения о включении либо невключении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не ограничивается только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований, а должен выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи (согласно части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Применительно к рассматриваемому спору УФАС, принимая во внимание, что расторжение Договора N 451/3930 само по себе не свидетельствует о наличии вины в действиях генподрядчика, - оценил фактические обстоятельства и пришел к выводу об отсутствии фактов недобросовестности или злонамеренного уклонения от исполнения указанного Договора со стороны Общества.
Суды двух инстанций, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и приведенные доводы сторон, аргументировано согласились с мнением Управления об отсутствии в данном случае бесспорных доказательств виновных действий (бездействия) со стороны ООО "ЭПС" в ходе исполнения Договора N 451/3930 и признали отсутствие признаков недобросовестности в поведении и действиях генподрядчика, после чего пришли к обоснованному выводу о соответствии Решения УФАС действующему законодательству Российской Федерации. Ввиду изложенного суды правомерно отказали Институту в удовлетворении заявленного требования.
Следует, однако, согласиться и с обоснованной позицией АО "НИИ командных приборов" о наличии у него права оспаривать в суде решение антимонопольного органа по делу об отказе во включении поставщика (подрядчика, исполнителя) в Реестр, поскольку необоснованный отказ антимонопольного органа во включении уклоняющихся участников закупок в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", что приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции (согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 42 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017). Тем не менее в данном случае ошибочные выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии нарушенных прав Института не привели к вынесению неправильных судебных актов и потому они остаются в силе.
Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы АО "НИИ командных приборов" были предметом тщательного рассмотрения судами при принятии обжалуемых актов, в которых точке зрения заявителя дана надлежащая оценка. Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела, включение ООО "ЭПС" в Реестр (на чем настаивает Институт) не является необходимой мерой такой ответственности, поскольку несоразмерно характеру совершенных подрядчиком действий. Каких-либо новых доводов по рассматриваемому спору кассационная жалоба не содержит, а приведенные в ней доводы заявителя не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Суды двух инстанций правильно указали, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках антимонопольный орган не разрешает сам гражданско-правовой спор между участниками сделки, а лишь оценивает поведение исполнителя на предмет добросовестности и направленности его действий на фактическое исполнение Договора N 451/3930. В этой связи довод подателя жалобы о вынесении судебных актов без учета обстоятельств, установленных ранее в судебных актах другого арбитражного дела (N А56-55406/2016),- подлежит отклонению, поскольку вопрос непосредственно о вине ООО "ЭПС" не входил в предмет доказывания по спору в указанном деле, где рассматривался вопрос о признании незаконным одностороннего отказа от Договора.
Ввиду изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по делу N А56-70707/2016.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2017 по делу N А56-70707/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Научно-исследовательский институт командных приборов" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.