26 октября 2017 г. |
Дело N А56-6796/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Алешкевича О.А. и Самсоновой Л.А.,
при участии от акционерного общества "Финансовая Холдинг Компания "Империя" Бурлаковой И.Б. (доверенность от 21.11.2016), от Государственной административно-технической инспекции Шелковой Н.Ю. (доверенность от 06.08.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Финансовая Холдинг Компания "Империя" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2017 (судья Хорошева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Сомова Е.А.) по делу N А56-6796/2017,
установил:
Акционерное общество "Финансовая Холдинг Компания "Империя" (место нахождения: 191036, Санкт-Петербург, 2-я Советская улица, дом 7, литера А, ОГРН 1037843123890, ИНН 7825466620; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 36, литера А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323; далее - Инспекция) от 30.12.2016 N 4040 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании пункта 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) в виде 270 000 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017, оспариваемое постановление Инспекции признано незаконным и отменено в части назначения Обществу штрафа, превышающего 250 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), статьи 23 Закона N 273-70, пунктов 4.19 и 5.13 Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 и действовавших в спорный период (далее - Правила). По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав (субъективная сторона) вмененного административным органом правонарушения, поскольку уборка кровли от снега и наледи не могла быть произведена в связи с неблагоприятными погодными условиями.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 11.11.2016 специалистом Инспекции в присутствии двух понятых произведен осмотр кровли здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Кропоткина, дом 1, литера А, по результатам которого установлено, что не произведены работы по очистке кровли от снега и наледи. При этом на кровле зафиксированы сосульки, размер и количество которых создают угрозу падения снежно-ледяных образований и причинение вреда здоровью граждан, а опасная зона частично ограждена сигнальной лентой (протокол осмотра от 11.11.2016 с приложением фотоматериалов).
14.11.2016 в присутствии двух понятых и представителя Общества административный орган осуществил повторный осмотр названного здания, в ходе которого установлено, что нарушения полностью не устранены и со стороны улицы Кропоткина сосульки сбиты частично (протокол осмотра от 14.11.2016 с приложением фотоматериалов).
14.11.2016 должностным лицом Инспекции составлен протокол N 62126 об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 30.12.2016 N 4040 о привлечении Общества к административной ответственности на основании пункта 2 статьи 23 Закона N 273-70 в виде штрафа в размере 270 000 руб.
Общество оспорило постановление Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные участниками спора доказательства, установив фактические обстоятельства дела, сделали выводы об обоснованном привлечении Общества к административной ответственности. При этом, исходя из положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и обстоятельств настоящего дела, суд первой инстанции снизил размер назначенного Обществу административного штрафа до 250 000 руб.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона N 273-70 (в редакции, действовавшей в спорный период) нарушение установленных правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства, элементов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из пункта 4.19 Правил следует, что очистка объектов от снега, наледей и сосулек, а также организация вывоза указанных снежных и ледяных масс обеспечиваются владельцами объектов благоустройства.
Для предотвращения падения сосулек и наледей с крыш и иных поверхностей объектов регулярно выполняется их очистка с обязательным применением мер предосторожности, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и сохранность всех видов имущества, включая деревья, кустарники, плиточное покрытие тротуаров, вывески. Сбрасывание снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на тротуары, прилегающие к улично-дорожной сети, и проезжие части улично-дорожной сети, убираемые специализированными организациями, осуществляется владельцами зданий, сооружений, объектов благоустройства с обязательным согласованием с указанными организациями сроков начала и окончания работ (пункт 5.13 Правил).
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Общество является надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения как лицо, которому на праве собственности принадлежит торгово-офисный центр, расположенный по адресу Санкт-Петербург, улица Кропоткина, дом 1, литера А.
Согласно части 1 стать 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, судебные инстанции установили факт нарушения Обществом пунктов 4.19 и 5.13 Правил, а также отсутствие оснований для непроведения работ по очистке кровли от снега и наледи в связи с погодными условиями.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер для исполнения обязанности по недопущению правонарушения и о невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении (статьи 2.1 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 23 Закона N 273-70.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 по делу N А56-6796/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Финансовая Холдинг Компания "Империя" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.