30 октября 2017 г. |
Дело N А56-62552/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.10.2017.
Полный текст постановления изготовлен 30.10.2017.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Нефедовой О.Ю., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "Усть-Луга-Ойл" Цветкова В.В. (доверенность от 22.05.2017), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Янкового В.Г. (доверенность от 05.10.2017) и Пономарева П.Н. (доверенность от 17.08.2017),
рассмотрев 24.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Усть-Луга-Ойл" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2017 (судья Корж Н.Я.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 (судьи Сотов И.В., Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В.) по делу N А56-62552/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Усть-Луга Ойл", место нахождения: 188477, Ленинградская область, Кингисеппский район, территория морского торгового порта Усть-Луга (ВИС), комплекс наливных грузов, ОГРН 1024701420622, ИНН 4707013516 (далее - Общество), о взыскании 467 191 руб. 50 коп. задолженности по договору от 25.12.2015 N 57/15/М на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Лужская Октябрьской железной дороги (далее - Договор).
Решением от 13.02.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, в иске отказать. По мнению подателя жалобы, порядок расчета исковых требований является неверным.
Дорога в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Дороги против ее удовлетворения возражали.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по условиям Договора локомотивом Общества (владельца) осуществляется эксплуатация принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования при станции Лужская Октябрьской железной дороги.
В силу пункта 7 Договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Дороги (перевозчика) на один из железнодорожных выставочных путей. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
В соответствии с правилами промышленной и пожарной безопасности фронт выгрузки считается занятым вне зависимости от количества поданных под выгрузку на этот фронт вагонов.
Пунктом 13 Договора установлены технологические сроки оборота вагонов на группу поданных вагонов в зависимости от периода года.
В силу положений пункта 16.3 Договора в случае ожидания выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования локомотивом владельца, по причине занятости мест выгрузки из-за нарушения технологического срока оборота ранее поданной группы вагонов владелец вносит перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования (выставочных путях, указанных в пункте 7 Договора) железнодорожного подвижного состава на основании составленного перевозчиком акта общей формы. В акте общей формы фиксируется факт нарушения технологического срока оборота вагонов с учетом специализации мест выгрузки и номенклатуры грузов, находящихся в вагонах, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования локомотивом владельца. Оплачиваемое время в этом случае исчисляется с момента окончания технологического срока оборота ранее поданной группы вагонов до момента окончания нахождения вагонов на выставочном пути.
В феврале 2016 года на станцию Лужская в адрес Общества прибыли вагоны.
Дорога уведомила Общество о прибытии вагонов и их предстоящей подаче, что подтверждено выписками из книг уведомлений о прибытии грузов и уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку, выгрузку за февраль 2016 года.
Впоследствии вагоны были поданы на выставочные пути и переданы Обществу по памяткам приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, однако локомотивом владельца оттуда убраны не были, а продолжали простаивать по причинам, зависящим от последнего, а именно в связи с нарушением им технологического срока оборота вагонов ранее поданной группы, о чем составлены акты общей формы N 2/2690, 2/2773, 2/2684, 2/2693, 2/2683, 2/2695, 2/2677, 2/2697, 2/2668, 2/2692, 2/2662, 2/2776, 2/2682, 2/2734, 2/2791, 2/2736, 2/2744, 2/2702, 2/2722, 2/2720, 2/2730, 2/2719, 2/2729, 2/2774, 2/2694, 2/2703, 2/2742, 2/2747, 2/2755, 2/2800, 2/2765, 2/2788, 2/2760, 2/2767, 2/2756, 2/2777, 2/2746, 2/2748, 2/2745, 2/2749, 2/2743, 2/2757, 2/2739, 2/2803, 2/2801, 2/2825, 2/2790, 2/2817, 2/2790, 2/2831, 2/2799, 2/2805, 2/2809, 2/2820, 2/2807, 2/2822, 2/2821, 2/2823, 2/2827, 2/2834, 2/2830, 2/2837, 2/2833, 2/2854, 2/2839, 2/2860.
На основании данных актов в соответствии с пунктом 16.3 Договора Обществу была начислена плата в размере 467 191 руб. 50 коп.
Направленная Обществу претензия в добровольном порядке удовлетворена не была, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В соответствии с абзацем третьим статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению срока доставки грузов. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
С учетом предмета и оснований иска, доводов и возражений сторон и подлежащих применению норм материального права в предмет доказывания в данном случае входят следующие обстоятельства: задержка вагонов в пути следования из-за неприема станцией назначения по причинам, не зависящим от перевозчика; причины задержки вагонов и установление лица, виновного в их задержке, наличие причинно-следственной связи между задержкой вагонов и нарушением сроков их доставки.
Требование о взыскании платы за пользование вагонами, не принадлежащими истцу, начисленной в соответствии со статьей 39 Устава, может быть удовлетворено лишь при доказанности наличия указанных обстоятельств в совокупности.
Согласно статье 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажиров при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Дорогой в подтверждение нарушения технологического срока оборота вагонов представлены акты общей формы и памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
Порядок оформления задержки вагонов, в том числе в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, установлен действовавшими в спорный период Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС России) от 18.06.2003 N 28, согласно пункту 6 которых задержка вагонов, контейнеров оформляется актом общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 Правил N 45 акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе в случаях, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу пункта 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеют права отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы. В случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы "подпись" делается отметка: "От подписи отказался". При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись: "Настоящий акт был предъявлен на подпись" грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц "в присутствии перевозчика" с указанием фамилии, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика. В данном случае грузополучатель также должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали доказанным факт простоя не принадлежащих перевозчику вагонов на путях общего пользования в связи с неприемом вагонов станцией по причинам, зависящим от грузополучателя. В отсутствие доказательств вины перевозчика суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для применения к Обществу ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 39 Устава.
Судами проверен и признан верным расчет платы, произведенный Дорогой в соответствии со статьей 39 Устава и Тарифным руководством "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения", утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1: исходя из периода простоя вагонов на основании актов общей формы и расчетных размеров платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
При этом принятый судом первой инстанции расчет платы не противоречит положениям статьи 39 Устава, согласно которой грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением в течение всего времени задержки вагонов в пути следования.
В соответствии со статьей 61 Устава учет времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется номерным способом (номерной способ - учет времени нахождения вагона, контейнера по их номерам). Из анализа данной нормы и её системного толкования с учетом пункта 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 следует, что технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов - это время, затрачиваемое на погрузку и выгрузку грузов с учетом затрат времени на подготовительные, вспомогательные и заключительные операции в отношении конкретного вагона, указанного в памятке приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
Обстоятельства дела были тщательно рассмотрены судами двух инстанций. Им дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы направлены, по существу, на иную оценку фактических обстоятельств спора и представленных сторонами доказательств, оснований для чего суд кассационной инстанции не имеет.
Нарушений либо неправильного применения судами норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию неправильных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 по делу N А56-62552/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Усть-Луга-Ойл" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.