30 октября 2017 г. |
Дело N А56-75768/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Ракчеевой М.А., Сапоткиной Т.И.,
при участии от акционерного общества "БТК девелопмент" Кирай Т.Я. (доверенность от 09.01.2017 N 02/17), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Кудрявцевой М.П. (доверенность от 29.12.2016 N 140963-42),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "БТК девелопмент" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 по делу N А56-75768/2016 (судьи Тимухина И.А., Желтянников В.И., Жиляева Е.В.),
установил:
Акционерное общество "БТК девелопмент", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 73, лит. А, ОГРН 1027810245990, ИНН 7812021166 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 05.08.2016 N 85898-25 отказа Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденный приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (правопредшественник Комитета, далее - КЗРиЗ) от 30.12.2014 N 463 (далее - Перечень на 2015 год), принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества; обязании Комитета внести в приказ КЗРиЗ следующие нежилые здания:
- здание торгового комплекса общей площадью 12 645,7 кв. м с кадастровым номером 78:32:0001257:1018 по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 73, лит. А, кадастровой стоимостью 905 581 465,72 руб., кадастровая стоимость 1 кв. м объекта составляет 71 611,81 руб.;
- здание административно-делового центра общей площадью 10 083,50 кв. м с кадастровым номером 78:32:0001257:1019 по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 75-79, лит. Б, кадастровой стоимостью 777 433 614,93 руб., кадастровая стоимость 1 кв. м объекта составляет 77 099,58 руб.;
- здание административно-делового центра общей площадью 7695,70 кв. м с кадастровым номером 78:32:0001257:1024 по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 75-79, лит. В, кадастровой стоимостью 298 500 734,64 руб., кадастровая стоимость 1 кв. м объекта составляет 38 787,99 руб.;
- здание административно-делового центра общей площадью 7060,20 кв. м с кадастровым номером 78:32:0001257:1025 по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, дом 75-79, лит. А, кадастровой стоимостью 240 889 434,87 руб., кадастровая стоимость 1 кв. м объекта составляет 34 119,35 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 133, ОГРН 1047835000245, ИНН 7838000019 (далее - Инспекция).
Решением от 22.03.2017 (судья Захаров В.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 данное решение отменено; в удовлетворении заявления отказано.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, заявитель избрал надлежащий способ для защиты своих нарушенных прав; принадлежащие Обществу объекты соответствуют критериям, предъявляемым к объектам, которые подлежали включению в Перечень на 2015 год.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Комитета против удовлетворения жалобы возражал, считая правильными выводы апелляционного суда.
Инспекция о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником следующих нежилых зданий:
- здания торгового комплекса общей площадью 12 645,7 кв. м с кадастровым номером 78:32:0001257:1018 по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 73, лит. А;
- здания административно-делового центра общей площадью 10 083,50 кв. м с кадастровым номером 78:32:0001257:1019 по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 75-79, лит. Б;
- здания административно-делового центра общей площадью 7695,70 кв. м с кадастровым номером 78:32:0001257:1024 по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 75-79, лит. В;
- здания административно-делового центра общей площадью 7060,20 кв. м с кадастровым номером 78:32:0001257:1025 по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, дом 75-79, лит. А.
Приказом КЗРиЗ от 17.11.2014 N 390 утверждены по состоянию на 28.05.2014 кадастровая стоимость зданий согласно приложению N 1 и кадастровая стоимость помещений площадью более 3000 кв. м согласно приложению N 2. В приложение N 1 включены принадлежащие Обществу здания площадью 12 645,70 кв. м, 10 083,50 кв. м, 7695,70 кв. м и 7060,20 кв. м с указанием их кадастровой стоимости 905 581 465,72 руб., 777 433 614, 93 руб., 298 500 734,64 руб. и 240 889 434,87 руб. соответственно.
Приказом КЗРиЗ от 30.12.2014 N 463 в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год согласно приложению к данному приказу.
Принадлежащие Обществу здания не были включены в указанный Перечень на 2015 год.
Общество обратилось в Комитет с письмом от 30.06.2016 N 01-414-16, в котором, ссылаясь на то, что принадлежащие ему объекты соответствуют критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, однако не указаны в приложении к приказу, просило внести изменения в приказ КЗРиЗ от 30.12.2014 N 463 и включить названные объекты в Перечень на 2015 год.
В ответ письмом от 05.08.2016 N 85898-25 Комитет сообщил, что в установленные сроки (с 01.09.2014 по 05.09.2014) заявления о пересмотре результатов определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества от Общества не поступали; одно из принадлежащих Обществу зданий включено в соответствующий перечень на 2016 год, а в отношении трех других зданий не представилось возможным определить вид их фактического использования; согласно пункту 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, не включенные в перечень по состоянию на 1 января налогового периода, подлежат включению в перечень на очередной налоговый период; действующими нормативными правовыми актами не предусмотрен внесудебный порядок включения в утвержденный перечень сведений об объектах недвижимого имущества.
Общество, ссылаясь на то, что принадлежащие ему здания отвечают всем необходимым для включения в Перечень критериям, Комитет на момент составления Перечня на 2015 год не мог не знать о функциональном назначении зданий и их фактическом использовании, а невключение зданий в Перечень на 2015 год повлекло нарушение прав заявителя ввиду существенного увеличения налога на имущество, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент определения Перечня на 2015 год) установлено, что в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 названного Кодекса закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 этой статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Приказом КЗРиЗ от 17.11.2014 N 390 утверждена кадастровая стоимость зданий и помещений площадью более 3000 кв. м по состоянию на 28.05.2014.
Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 645-110 в статью 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге) внесены изменения, согласно которым налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м и нежилых помещений площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Согласно статье 2 Закона от 26.11.2014 N 645-110 он начинает действовать с 01.01.2015, но не ранее чем через 1 месяц после опубликования.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи; направляет перечень в соответствующий налоговый орган; размещает перечень на своем официальном интернет-сайте или на официальном интернет-сайте субъекта Российской Федерации.
В силу действовавших на момент существования спорных правоотношений редакции пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1-2 Закона о налоге, введенной Законом Санкт-Петербурга от 29.04.2014 N 243-44, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга определялся в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга. Такой порядок был утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737.
Пунктом 3 названного постановления (в первоначальной редакции, действовавшей в период проведения КЗРиЗ мероприятий по формированию Перечня на 2015 год) КЗРиЗ предписано до 01.09.2014 провести обследование зданий (строений, сооружений) и помещений площадью свыше 3000 кв. м в целях определения их фактического использования в 2014 году. Согласно пункту 3 утвержденного названным постановлением Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (в той же редакции, далее - Порядок) КЗРиЗ готовит и размещает на своем официальном сайте перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования; проводит обследование объектов, указанных в этом перечне, готовит проекты решений об определении вида фактического использования объектов и в течение пяти рабочих дней с даты завершения проведения обследования, но не позднее 1 октября года, предшествующего налоговому периоду, размещает проекты решений на своем официальном сайте в сети "Интернет". Исходя из пункта 3.3 Порядка собственники вправе в течение пяти рабочих дней с даты размещения проектов решений подать заявления о пересмотре результатов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), помещений.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав установленные по делу обстоятельства с учетом приведенных выше положений Налогового кодекса Российской Федерации и законодательства Санкт-Петербурга, пришел к правомерному выводу, что права Общества, в целях защиты которых оно обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием, фактически были нарушены не оспариваемым решением Комитета, оформленным письмом от 05.08.2016 N 85898-25, а действиями (бездействием) Комитета (КЗРиЗ как его правопредшественника), совершенными в ходе определения вида фактического использования зданий и подготовки Перечня на 2015 год, поскольку в результате именно этих действий (бездействия) принадлежащие Обществу объекты, соответствующие, по его мнению, предъявляемым налоговым законодательством критериям, не были включены в Перечень на 2015 год. На момент обращения Общества к Комитету с заявлением от 30.06.2016 возможность пересмотра результатов определения вида фактического использования зданий и помещений 2014 года, на основании которых составляется перечень объектов, подлежащих налогообложению в льготном размере, на очередной налоговый период (на 2015 год), уже была утрачена. Полномочиями по включению объектов в утвержденный на прошедший налоговый период перечень во внесудебном порядке Комитет не обладает.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, правомерно посчитал, что Общество должно было и могло своевременно ознакомиться с соответствующими решениями КЗРиЗ, размещенными в сети "Интернет" в целях доведения их до сведения неопределенного круга лиц, а также с приказом КЗРиЗ от 30.12.2014 N 463, факт публикации которого на официальном сайте КЗРиЗ Обществом не опровергнут; о невключении принадлежащих ему зданий в Перечень на 2015 год должно было узнать не позднее первого квартала 2015 года при уплате авансового платежа по налогу на имущество.
Однако по вопросу о невключении зданий в Перечень на 2015 год Общество обратилось к Комитету только 30.06.2016, по истечении более года после утверждения этого перечня, а в арбитражный суд с настоящими требованиями - 01.11.2016, по истечении почти двух лет после проведения обследования зданий (строений, сооружений) и помещений на предмет определения вида их фактического использования в целях формирования Перечня на 2015 год.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно сделал вывод о пропуске Обществом срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для обращения в арбитражный суд с требованиями, направленными на защиту его прав, нарушенных невключением объектов в Перечень на 2015 год. Пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Довод подателя жалобы об отсутствии у него возможности своевременно ознакомиться с приказом КЗРиЗ от 30.12.2014 N 463 является несостоятельным, поскольку из письма Общества от 30.06.2016 N 01-414-16, адресованного Комитету, усматривается, что по крайней мере на момент направления этого письма заявителю уже было известно об отсутствии принадлежащих ему четырех зданий в Перечне на 2015 год. Однако к моменту подачи настоящего заявления в суд с даты обращения в Комитет также прошло более трех месяцев.
Довод Общества об избрании им надлежащего способа защиты также не принимается во внимание, поскольку основан на неверной правовой характеристике спорных правоотношений.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемое постановление законным и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данного судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 по делу N А56-75768/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "БТК девелопмент" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.