30 октября 2017 г. |
Дело N А66-8739/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Власовой М.Г. и Нефедовой О.Ю.,
при участии от товарищества домовладельцев "ЖСК-15" председателя правления Смирновой Н.В. (протокол заседания правления от 17.01.2017 N 1),
рассмотрев 30.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества домовладельцев "ЖСК-15" на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.03.2017 (судья Голубева Л.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2017 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Потеева А.В.) по делу N А66-8739/2016,
установил:
Товарищество домовладельцев "ЖСК-15", место нахождения:172386 Тверская обл., г. Ржев, ул. Маяковского, д.29, ОГРН 1036914001508, ИНН 6194006084 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации г. Ржева от 14.05.2014 N 646 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Ржева на счете регионального оператора" (далее - постановление N 646) в части включения в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Ржева Тверской области, собственники которых в течение четырех месяцев не выбрали один из способов формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не реализован (далее - Перечень) дома N 29 по улице Маяковского (порядковый номер 347), и о возложении обязанности исключить этот дом из названного Перечня.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление "Государственная жилищная инспекция" (далее - Жилищная инспекция) и Фонд капитального ремонта Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30.03.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Товарищество просит отменить принятые по делу судебные акты как незаконные. В обоснование жалобы ее в податель ссылается на то, что суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока на обращение в суд, применив такой срок по собственной инициативе, что не соответствует части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Суды при отказе в удовлетворении заявленного требования не учли Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П, по смыслу которого решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора может быть принято лишь при условии, что органы местного самоуправления приняли меры по надлежащему информированию граждан о возможных способах формирования такого фонда.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал кассационную жалобу.
Остальные участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились.
Законность обжалованных судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, суды отказали Товариществу в признании постановления N 646 недействительным в связи с пропуском предусмотренного законом трехмесячного срока и отсутствием оснований для его восстановления, а также рассмотрели законность оспариваемого постановления и признали его не противоречащим закону.
Судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как установлено судом, оспариваемое Товариществом постановление было опубликовано в газете "Ржевская правда"от 12.06.2014. В суд с настоящим заявлением Товарищество обратилось 01.08.2016, то есть со значительным пропуском предусмотренного законом срока.
Суд не нашел оснований для восстановления пропущенного срока и правильно исходил из того, что пропуск такого срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления. Для применения такого срока не требуется специального заявления.
Аналогичный подход поддерживается и судебной практикой (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 9316/05, от 19.05.2006 N 16228/05, от 26.07.2011 N 18306/10).
Столь же правильно апелляционный суд применил нормы материального права при рассмотрении законности оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ, вступившим в действие 26.12.2012, в Жилищный кодекс введена глава 15, регулирующая вопросы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования.
В соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу части 5 статьи 170 Жилищного кодекса решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В соответствии с частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2015 годы утверждена постановлением правительства Тверской области от 24.12.2013 N 690-пп.
Между тем решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете принято собственниками многоквартирного дома только 21.11.2015, а специальный счет открыт в банке 19.01.2016.
Таким образом, как правильно указали суды, способ формирования фонда капитального ремонта не был выбран и реализован собственниками в установленный срок. Это обязывало Администрацию включить многоквартирный дом в Перечень.
Отказ в удовлетворении заявления не противоречит Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П.
При таком положении оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Поскольку в удовлетворении кассационной жалобы отказывается, уплаченная подателем кассационной жалобы государственная пошлина не перераспределяется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.03.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2017 по делу N А66-8739/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества домовладельцев "ЖСК-15" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Шпачева |
Судьи |
Т.В. Шпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.