01 ноября 2017 г. |
Дело N А05-1091/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Подвального И.О. и Самсоновой Л.А.,
при участии от Контрактного агентства Архангельской области Дроздовой Е.Ю. (доверенность от 17.10.2017 N 13-Д),
рассмотрев 17.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.04.2017 (судья Панфилова Н.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017 (судьи Мурахина Н.В., Кутузова И.В., Холминов А.А.) по делу N А05-1091/2017,
установил:
Контрактное агентство Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, ОГРН 1082901013580, ИНН 2901186555; далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; далее - Управление) от 29.12.2016 по делу N 481оз-16 в части признания заявителя нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также в части признания обоснованной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Медтехника Сервис".
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Холмогорская центральная районная больница" (место нахождения: 164530, Архангельская область, село Холмогоры, Набережная улица, дом 10, корпус А, ОГРН 1122903001242; далее - Учреждение) и общество с ограниченной ответственностью "Медтехника Сервис" (место нахождения: 163072, город Архангельск, Комсомольская улица, жом 54, офис 11; далее - Общество).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17.04.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017, оспариваемое решение Управления признано недействительным в части признания Агентства нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты в части признания недействительным решения антимонопольного органа и принять в названной части по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статьи 64 Закона N 44-ФЗ. По мнению подателя жалобы, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которым судами дана ненадлежащая оценка в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
В судебном заседании представитель Агентства возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Управление, Учреждение и Общество о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 25.11.2016 Агентство (уполномоченный орган) разместило на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещение N 0124200000616006921 о проведении открытого аукциона в электронной форме и документацию об аукционе на право заключения контракта на поставку реагентов сложных диагностических, красителей, реактивов химических и биохимических. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 075 000 руб.; заказчик - Учреждение.
На участие в названном аукционе подана единственная заявка от Общества, рассмотрев которую единая комиссия, созданная уполномоченным органом, отклонила ее на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, мотивировав несоответствием подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации, установленным в разделе II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта", а именно - "для набора реагентов для определения активности АЛТ В 01.15 документацией об аукционе предусмотрена линейность "до 350 Е/л", в заявке указано "349 Е/л", для набора реагентов для определения активности АЛТ В 02.15 документацией об аукционе предусмотрена линейность "до 500 Е/л", в заявке указано "499 Е/л".
По мнению единой комиссии, в заявке следовало указывать не конкретный показатель линейности, а его диапазон, соответствующий требованиям аукционной документации.
Общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия единой комиссии уполномоченного органа, при рассмотрении которой Управление установило, что в подпункте 5 пункта 11 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" раздела I "Общие положения" документации указано, что при описании товара в заявке участнику электронного аукциона необходимо учитывать следующее: "в случае, если значение показателя товара установлено как точное значение или сопровождается словами "не более", "более", "не менее", "менее", "более...", "не более... и не менее...", "не менее..., не более...", "не более..., не менее...", "ниже", "выше", "не ниже... не выше..." участником в заявке устанавливается единственное точное значение вышеперечисленных слов".
Антимонопольный орган, проанализировав положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установил, что в ней отсутствуют указания на то, как использовать частицу "до" при описании товара, что не обеспечивает возможность получения участниками закупки однозначной информации относительно надлежащего заполнения заявки и свидетельствует о нарушении уполномоченным органом пункт 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
По результатам проведения внеплановой проверки Управление приняло решение от 29.12.2016 по делу N 481оз-16, которым жалоба Общества признана обоснованной (пункт 1), а заказчик и уполномоченный орган - нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ (пункт 2), предписание решено не выдавать (пункт 3).
Агентство оспорило пункты 1 и 2 решения Управления в судебном порядке.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу об отсутствии у антимонопольного органа правовых и фактических оснований для признания Агентства нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем признали недействительным пункт 2 оспариваемого решения Управления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации (пункт 1); несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе (пункт 2).
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
Правила описания объекта закупки определены в статье 33 Закона N 44-ФЗ, из пункта 1 части 1 которой следует, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться в числе прочего требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что спорная документация об аукционе содержит как требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, так и инструкцию по ее заполнению. При этом суды правомерно указали, что отсутствие в инструкции разъяснений относительно применения частицы "до" само по себе не может быть расценено как отсутствие инструкции как таковой, а доказательств того, что этим отсутствием допущено установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе Управлением не представлено.
При таких обстоятельствах законны и обоснованны выводы судов двух инстанций о неправомерном вменении антимонопольным органом Агентству нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, суды установили, что Обществом предложен к поставке товар, соответствующий заявленному диапазону, поскольку в его заявке указано "349 Е/л" и "499 Е/л" при установленном в аукционной документации требовании линейности "до 350 Е/л" и "до 500 Е/л".
Исходя из приведенных обстоятельств суды двух инстанций сделали правильный вывод о том, что в заявке Общества указаны сведения о характеристиках товара, которые полностью соответствуют требованиям аукционной документации, и антимонопольный орган правомерно признал жалобу Общества обоснованной (пункт 1 оспариваемого решения).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка, а потому суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.04.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017 по делу N А05-1091/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.