17 ноября 2017 г. |
Дело N А21-672/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Алешкевича О.А. и Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЯнтарьСервисБалтик" Шелеста Р.В. (доверенность от 20.01.2017), от Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" Михайловой Ю.Н. (доверенность от 30.03.2017 N 083), от общества с ограниченной ответственностью "ГеоВестГрад" Локтионова А.Ю (доверенность от 16.09.2017),
рассмотрев 13.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯнтарьСервисБалтик" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.03.2017 (судья Зинченко А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2017 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Семенова А.Б.) по делу N А21-672/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЯнтарьСервисБалтик" (место нахождения: 238560, Калининградская область, город Светлогорск, Аптечная улица, дом 10, помещение 1А, ОГРН 1103925022948, ИНН 3906221283; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Росморпорт" (место нахождения: 127055, Москва, Сущёвская улица, дом 19, строение 7, ОГРН 1037702023831, ИНН 7702352454; далее - Предприятие) и обществу с ограниченной ответственностью "ГеоВестГрад" (место нахождения: 238300, Калининградская область, город Гурьевск, Лесная улица, дом 3Б, ОГРН 1123926075162, ИНН 3906282310; далее - ООО "ГеоВестГрад") о признании незаконными действий комиссии Предприятия по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме по выбору организации на выполнение работ по текущему ремонту станции рефулирования ПК 214 (инв. N Ф0215К0039) в части признания заявки Общества не соответствующей требованиям документации запроса предложений и отказа Обществу в допуске к участию в закупке; о признании недействительным открытого запроса предложений в электронной форме по выбору организации на выполнение работ по текущему ремонту станции рефулирования ПК 214 (инв. Ф0215К0039), оформленного протоколом заседания комиссии от 28.12.2016 N КУ 50-16/2; о признании Общества победителем открытого запроса предложений.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции определением от 01.03.2017 привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "БалтМорСтрой" (место нахождения: 236010, Калининград, улица Огарева, дом 8, ОГРН 1093925039350, ИНН 3908605831; далее - ООО "БалтМорСтрой").
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 31.03.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неполное выяснение судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судами норм материального права, в частности положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Закон N 223-ФЗ), несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Предприятия и ООО "ГеоВестГрад" возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
ООО "БалтМорСтрой" о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 30.09.2016 Предприятие (заказчик) на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru опубликовало извещение о проведении открытого запроса предложений в электронной форме (КУ 50-16) по выбору организации на выполнение работ по текущему ремонту станции рефулирования ПК 214 (инв. N Ф0215К0039), находящейся в хозяйственном ведении заказчика и документацию по открытому запросу предложений в электронной форме.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок на участие в названном запросе предложений от 28.12.2016 N КУ 50-16/2 на участие в запросе предложений поступили заявки Общества, ООО "БалтМорСтрой", ООО "ГеоВестГрад" и общества с ограниченной ответственностью "Гидрострой" (далее - ООО "Гидрострой").
При рассмотрении заявок комиссия установила, что заявка Общества не соответствует требованиям документации запроса предложений (пункт 1 раздел 1 ), поскольку отсутствует подтверждение наличия у Общества за последние два года, предшествующие размещению информации о запросе предложений на официальном сайте заказчика, опыта выполнения не менее двух аналогичных работ общей стоимостью не менее 50 % начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации.
По результатам рассмотрения заявок на участие в спорном запросе предложений комиссия заказчика приняла решение допустить ООО "ГеоВестГрад" и ООО "БалтМорСтрой" к участию в запросе предложений, Обществу и ООО "Гидрострой" в допуске к участию в запросе предложений отказать.
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений победителем открытого запроса предложений в электронной форме (КУ 50-16) комиссия заказчика признала ООО "ГеоВестГрад", ООО "БалтМорСтрой" признано участником, занявшим второе место.
Полагая, что действия комиссии заказчика не соответствуют положениям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), Общество обратилось в суд с вышеуказанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленных требований отказали, сделав вывод об отсутствии правовых и фактических оснований для признания действий комиссии заказчика незаконными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Целями Закона "О защите конкуренции" являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона "О защите конкуренции").
Из части 4 статьи 17 Закона "О защите конкуренции" следует, что нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений установлены в статье 17 Закона "О защите конкуренции", в силу пункта 2 части 1 которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона "О защите конкуренции" положения части 1 названной статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Исходя из части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В пункте 1 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что названный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 3 Закона N 223 в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В части 6 статьи 3 Закона N 223 установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в Положении о закупке товаров, работ, услуг для нужд Предприятия (далее - Положение) предусмотрен открытый запрос предложений (пункт 4.1.1), который проводится в соответствии с разделом 11 Положения (пункта 4.5.4).
Пунктом 5.3.2.1 Положения предусмотрено, что заказчик праве предъявить к участникам следующие измеряемые требования к квалификации: наличие производственных мощностей, технологий, а также наличие за последние два года, предшествующие размещению информации о закупке на официальном сайте и сайте заказчика, опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг, стоимостью не менее 50% начальной (максимальной) цены договора, установленной документацией о закупке. Участник должен подтвердить свое соответствие путем представления копий договоров и актов выполненных работ.
При этом в документации о закупке должно быть указано, какие товары, работы, услуги будут считаться аналогичными закупаемым товарам, работам, услугам.
Согласно пункту 5.6.3 Положения участнику должно быть отказано в допуске к участию в закупке в случаях: 1) непредставления документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено документацией о закупке, либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о закупаемых товарах, работах, услугах; 2) несоответствия участника закупки установленным в документации о закупке в соответствии с пунктом 5.3 настоящего Положения требованиям; 3) несоответствия заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе наличия в таких заявках предложений о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора (цену лота) и предложений о сроках поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг меньше минимального и больше максимального; 4) непредставления в составе заявки документов, подтверждающих внесение денежных средств в полном объеме в качестве обеспечения заявки на участие в закупке; невнесения (внесения в неполном объеме) денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такое требование установлено документацией о закупке.
Отказ в допуске к участию в закупке по основаниям, непредусмотренным пунктом 5.6.3 Положения, не допускается (пункт 5.6.4 Положения).
Как установлено судами, в пункте 1.2 раздела 1 документации по открытому запросу предложений в электронной форме установлены обязательные требования к квалификации участников запроса предложений, в числе которых наличие за последние 2 года, предшествующие размещению информации о запросе на официальном сайте и сайте заказчика, опыта выполнения не менее двух аналогичных работ (договоров), общей стоимостью не менее 50% начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации о запросе.
Участник должен подтвердить свое соответствие путем представления копий исполненных в полном объеме договоров (контрактов) и актов выполненных работ, или актов законченных строительством (ремонтом) объектов. Аналогичными работами считаются ремонтные дноуглубительные работы с выполнением работ по ремонту береговых отвалов (станций) для рефулирования грунта, берегоукрепительные работы в границах морского порта.
Согласно разделу 4 документации "Требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в запросе", заявка участника должна содержать: справку о наличии у участника опыта выполнении работ, аналогичных предмету запроса, копии документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ, аналогичных предмету запроса с учетом требований, установленных пунктом 1.2 раздела 1 документации.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что комиссией Предприятия из четырех представленных Обществом договоров признаны аналогичными работами лишь работы, выполненные по одному договору. При допуске участников комиссия проводила проверку представленных в заявке документов с учетом вида выполненных ремонтных работ и объектов, на которых такие работы производились, и установила, что представленные ООО "ГеоВестГрад" договоры свидетельствуют о наличии у него опыта выполнения аналогичных запрашиваемым берегоукрепительных работ, а приложенные к заявкам ООО "ГеоВестГрад" и ООО "БалтМорСтрой" документы подтверждают соблюдение ими требования, установленного в пункте 1.2 раздела 1 документации.
При этом не противоречат действующим нормам в сфере спорных взаимоотношений выводы судебных инстанций о том, что само по себе одновременное участие названных организаций в запросе предложений, и указание ими на наличие одного и того же необходимого заказчику минимума оборудования для проведения запрашиваемых работ не свидетельствует о сговоре, конфликте интересов, недостоверности представленных сведений и документов, равно как и нарушении требований статьи 17 Закона "О защите конкуренции".
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка, а потому суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2017 по делу N А21-672/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯнтарьСервисБалтик" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.