22 ноября 2017 г. |
Дело N А56-71977/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Любченко И.С.,
при участии от государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" Богомолова А.А. (доверенность от 10.10.2017 N 217-2017), от Управления Федеральной антимонопольной службы Ленинградской области Канивец Е.А. (доверенность от 14.11.2017 N 01/331), от общества с ограниченной ответственностью "Петродопроект" Романюк И.В. (доверенность от 15.02.2017),
рассмотрев 21.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2017 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2017 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-71977/2016,
установил:
Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области", место нахождения: 187000, Ленинградская область, Тосненский район, город Тосно, Барыбина шоссе, дом 29Ж, ОГРН 1044701899087, ИНН 4716021880 (далее - Учреждение, ГКУ "Ленавтодор"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы Ленинградской области, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), от 22.08.2016 по делу N 170-03-6065-Р3/16 (далее - Решение УФАС) об отказе заявителю во включении в "Реестр недобросовестных поставщиков" (далее - Реестр) общества с ограниченной ответственностью "Петродопроект", место нахождения: 191040, Санкт-Петербург, Лиговский проспект, дом 84/2, помещение 81-Н, ОГРН 1079847137127, ИНН 7801456655 (далее - ООО "Петродопроект", Общество).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет государственного заказа Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, литера "А", ОГРН 1107847230842, ИНН 7842434812 (далее - Комитет), а также упомянутое Общество.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2017, в удовлетворении заявления ГКУ "Ленавтодор" отказано.
В своей кассационной жалобе Учреждение ссылается на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, а именно положений статей 44 и 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005). В связи этим податель жалобы просит отменить указанные судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель ГКУ "Ленавтодор" поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представители УФАС и Общества возражали против ее удовлетворения.
Комитет надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, однако в суд своих представителей не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Учреждение в качестве заказчика провело открытый конкурс в электронной форме (извещение N 0145200000416000783), в том числе по лоту N 1: "на право заключения контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Громово - Яблоновка" км 0+000 - км 9+100 в Приозерском районе Ленинградской области" (далее - конкурс).
Победителем названного конкурса было признано ООО "Петродорпроект", предложившее лучшие условия исполнения контракта (согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 12.07.2016 N ПР01).
В качестве документа, подтверждающего предоставление обеспечения обязательств по контракту, Общество 22.07.2016 направило в адрес Учреждения "банковскую гарантию" от 19.07.2016 N LM1207169137 (выданной акционерным обществом "Коммерческий банк "Локо-Банк").
Однако предоставленная победителем "банковская гарантия" не принята заказчиком в качестве надлежащего обеспечения исполнения контракта по следующим основаниям: "В соответствии с пунктом 1 представленной банковской гарантии к требованию должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа (или) иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность). В соответствии с Постановлением N 1005, бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии направляет гаранту документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или) иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность). Подобная формулировка банковской гарантии означает, что бенефициар должен представить несколько документов, что не соответствует Постановлению N 1005 и ограничивает права бенефициара. В соответствии с пунктом 3 представленной банковской гарантии, гарант обязуется выплатить средства в течение 5 банковских дней с момента получения требования, что также не соответствует части 3 статьи 45 Закона N 44-ФЗ, поскольку гарант должен выплатить денежные средства в срок не более 5 рабочих дней. В соответствии с пунктом 4 банковской гарантии, в случае неисполнения требования об уплате денежных средств, гарант обязуется уплатить неустойку за каждый календарный день просрочки, в то время как в пункте 3 части 2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ, гарант обязан уплатить неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки. Указанные факты несоответствия банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона N 44-ФЗ являются основанием для отказа в ее принятии".
Придя к выводу, что представленная со стороны ООО "Петродорпроект" "банковская гарантия" не соответствовала указанным требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, Учреждение отказало Обществу в ее принятии и признало победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта, о чем 27.07.2016 был составлен "протокол об отказе от заключения контракта".
Впоследствии ГКУ "Ленавтодор" направило в УФАС заявление о включении ООО "Петродорпроект" в Реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные заявителем документы, Управление 22.08.2016 вынесло упомянутое Решение УФАС, которым отказало Учреждению в удовлетворении данного заявления.
Не согласившись с законностью указанного Решения УФАС, ГКУ "Ленавтодор" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Учреждению в удовлетворении его заявления, так как исходили из того, что указанные в пункте 1 спорной "банковской гарантии" документы (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность), равно как и в Постановлении N 1005, приведены в скобках, то есть пункт 1 спорной "банковской гарантии" содержит лишь перечень возможных документов, которые могут быть предоставлены в подтверждение полномочия лица, подписавшего требование по "банковской гарантии", а не указание на необходимость предоставления нескольких документов. При этом судами было отмечено, что перечисленные, как в пункте 1 спорной "банковской гарантии", так и в Постановлении N 1005, документы являются взаимоисключающими, что очевидно, и в связи с чем из вышеприведенной формулировки необходимость одновременного предоставления нескольких из перечисленных в скобках документов не усматривается. Обратили внимание суды и на то обстоятельство, что проект спорной "банковской гарантии" ранее уже согласовывался с самим заказчиком - ГКУ "Ленавтодор". В данном случае суды установили, что Обществом была представлена надлежащая "банковская гарантия", а действия ООО "Петродорпроект" были направлены на заключение контракта. В связи с этим суды констатировали отсутствие бесспорных доказательств недобросовестного и умышленного поведения со стороны Общества, направленного на уклонение от заключения контракта. Как следствие, суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии причин для включения антимонопольным органом ООО "Петродорпроект" в Реестр.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу Учреждения не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьей 104 Закона N 44-ФЗ, а также "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила N 1062), антимонопольный орган осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При принятии решения о включении либо невключении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не ограничивается только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований, а должен выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи (согласно части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Применительно к рассматриваемому спору УФАС оценил фактические обстоятельства и пришел к выводу об отсутствии фактов недобросовестности или злонамеренного уклонения от заключения контракта со стороны Общества.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
При этом требования к банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, установлены в статье 45 Закона N 44-ФЗ, согласно части 2 которой банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 названного Закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 названного Закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 названного Закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Исходя из пункта 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Упомянутым Постановлением N 1005 установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, в пункте 4 которого указано, что бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии направляет гаранту документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций проанализировали представленную заявителем в качестве обеспечения "банковскую гарантию" от 19.07.2016 N LM1207169137, после чего пришли к выводу о соответствии последней требованиям упомянутого Постановления N 1005 и Закону N 44-ФЗ, и как следствие, - о незаконном со стороны Учреждения признании Общества уклонившимся от заключения контракта. При этом суды справедливо отметили, что указанные в пункте 1 спорной "банковской гарантии" документы (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность), равно как и в Постановлении N 1005, приведены в скобках, то есть пункт 1 спорной "банковской гарантии" содержит лишь перечень возможных документов, которые могут быть предоставлены в подтверждение полномочий лица, подписавшего требование по "банковской гарантии", а не указание на необходимость предоставления одновременно нескольких документов.
Ввиду вышеприведенных обстоятельств дела законными и обоснованными являются выводы судебных инстанций о надлежащем исполнении Обществом обязанности по предоставлению обеспечения исполнения контракта. Таким образом, суды двух инстанций, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и приведенные доводы сторон, аргументировано согласились с мнением Управления об отсутствии в данном случае доказательств уклонения Общества от заключения контракта, после чего пришли к обоснованному выводу о соответствии Решения УФАС действующему законодательству Российской Федерации. Ввиду изложенного суды правомерно отказали Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Ввиду изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по делу N А56-71977/2016.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2017 по делу N А56-71977/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Упомянутым Постановлением N 1005 установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, в пункте 4 которого указано, что бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии направляет гаранту документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций проанализировали представленную заявителем в качестве обеспечения "банковскую гарантию" от 19.07.2016 N LM1207169137, после чего пришли к выводу о соответствии последней требованиям упомянутого Постановления N 1005 и Закону N 44-ФЗ, и как следствие, - о незаконном со стороны Учреждения признании Общества уклонившимся от заключения контракта. При этом суды справедливо отметили, что указанные в пункте 1 спорной "банковской гарантии" документы (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность), равно как и в Постановлении N 1005, приведены в скобках, то есть пункт 1 спорной "банковской гарантии" содержит лишь перечень возможных документов, которые могут быть предоставлены в подтверждение полномочий лица, подписавшего требование по "банковской гарантии", а не указание на необходимость предоставления одновременно нескольких документов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 ноября 2017 г. N Ф07-11186/17 по делу N А56-71977/2016