22 ноября 2017 г. |
Дело N А56-70635/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Матлиной Е.О. и Судас Н.Е.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Ярыгина И.Ю. (доверенность от 01.08.2017), от Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга Гуттиной Н.Н. (доверенность от 13.04.2017),
рассмотрев 22.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2017 (судья Бобарыкина О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2017 (судьи Мельникова Н.А., Савина Е.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-70635/2016,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, ИНН 7830001028, ОГРН 1027810310274 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ИНН 7840013199, ОГРН 1047839009129 (далее - Комитет), о взыскании 107 693 руб. 60 коп. межтарифной разницы, образовавшейся в октябре 2015 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Приморского района", место нахождения: 197341, Санкт-Петербург, аллея Поликарпова, д. 6/2, ИНН 7814407670, ОГРН 1089847194513 (далее - Общество).
Решением суда от 22.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.08.2017, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новое решение об отказе в иске к Комитету. Податель жалобы указывает, что предоставлял истцу субсидии и не причинил убытков.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Предприятия с ними не согласился.
Общество уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, однако представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятием (энергоснабжающей организацией) и Обществом (абонентом) заключен договор от 01.07.2007 N 5427.037.1 теплоснабжения в горячей воде, по условиям которого Предприятие обязалось подавать Обществу тепловую энергию через присоединенную сеть, а Общество - своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию, поставленную в жилой дом 8, корп. 1, лит. А-БКА-7А стр.корп. 29, 30 по аллее Поликарпова в Санкт-Петербурге.
В октябре 2015 года Предприятие поставило в жилой дом тепловую энергию стоимостью 2 143 285 руб. 34 коп., из которых 1 590 953 руб. 92 коп. - по тарифу для населения. Разница в тарифах составила 552 331 руб. 42 коп.
Комитет не в полном размере возместил межтарифную разницу.
Ссылаясь на наличие у Комитета задолженности, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили требования Предприятия, посчитав их законными и обоснованными.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Сторонами не оспаривается, что поставленный Обществу ресурс предназначался гражданам - фактическим потребителям коммунальной услуги.
Общество объем поставленного ресурса не оспорило. Доказательств того, что объект в спорный период был отключен от системы теплоснабжения, не представило.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В период с 01.07.2015 по 31.12.2015 распоряжением Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 18.12.2014 N 569-р для Предприятия установлен экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга на 2015 год в размере 2 077,92 руб. /Гкал (с учетом НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2014 N 596-р установлен тариф на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению на 2015 год для граждан в период с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 1541,78 руб. /Гкал (с учетом НДС).
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, регламентирован постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.01.2016 N 45.
Перечисление субсидий осуществляется напрямую Комитетом на счет ресурсоснабжающей организации (получателя субсидии).
Согласно пункту 4.2 Порядка, предоставление субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и величине выпадающих доходов, связанных с применением тарифов для расчета размеров платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам и творческим мастерским. Отчеты и акты сверок, указанные в пункте 2.4 названного Порядка, предоставляются получателями субсидий в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства".
Исходя из установленных в спорный период тарифов и объема отпущенной тепловой энергии, суды признали, что межтарифная разница объективно существует. Поскольку настоящий иск обоснован наличием разногласий по объему поставленного ресурса, которые имелись у Общества и Предприятия, суды проверили расчет Предприятия и признали его правильным.
Общество судебные акты не оспаривает.
В связи с этим, удовлетворяя требования Предприятия к Комитету, суды учли правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2014 N 1445/14, согласно которой финансовые потери, связанные с применением мер государственного регулирования, публично-правовое образование должно компенсировать ресурсоснабжающим организациям, поскольку именно в отношении их деятельности осуществляется государственное регулирование цен. Также суды приняли во внимание разъяснения высших судебных инстанций по данному вопросу, отраженные в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П и постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2017 по делу N А56-70635/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.