24 ноября 2017 г. |
Дело N А21-9070/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области Арцыбашева Р.В. (доверенность от 25.10.2017 N 3443/06),
рассмотрев 22.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Березина" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.04.2017 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 (судьи Толкунов В.М., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А21-9070/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Березина", место нахождения: 238345, Калининградская область, пос. Волочаевское, ул. Центральная, д. 2, ОГРН 1133926046870, ИНН 3913505399, (далее - ООО "Березина", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, место нахождения: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090, (далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 09.11.2016 N Т-125/2016; обязании УФАС выдать предписание аукционной комиссии об отмене решения о признании общества с ограниченной ответственностью "СтройИнерт" участником открытого аукциона N оа-16024-Н на право пользования участком недр местного значения, расположенным на территории муниципального образования "Светловский городской округ" Калининградской области, в целях геологического изучения, разведки и добычи песка на проявлении "Ижевское"; обязании УФАС выдать предписание аукционной комиссии об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N оа-16024-Н на право пользования участком недр местного значения, расположенным на территории муниципального образования "Светловский городской округ" Калининградской области, в целях геологического изучения, разведки и добычи песка на проявлении "Ижевское"; обязании УФАС выдать предписание аукционной комиссии об отмене решения о признании ООО "СтройИнерт" победителем открытого аукциона N оа-16024-Н на право пользования участком недр местного значения, расположенным на территории муниципального образования "Светловский городской округ" Калининградской области, в целях геологического изучения, разведки и добычи на проявлении "Ижевское"; обязании УФАС выдать предписание аукционной комиссии об отмене протокола о результатах открытого аукциона N оа-16024-Н на право пользования участком недр местного значения, расположенным на территории муниципального образования "Светловский городской округ" Калининградской области, в целях геологического изучения, разведки и добычи песка на проявлении "Ижевское".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Конкурсное агентство Калининградской области, место нахождения: 236007, г. Калининград, ул. Д.Донского, д. 1 ОГРН 1053900175625, ИНН 3905069244 (далее - Агентство), Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, место нахождения: 236007, г. Калининград, ул. Д.Донского, д. 1, ОГРН 1153926037165, ИНН 3906976260 (далее - Министерство) и общество с ограниченной ответственностью "СтройИнерт" место нахождения: 644008, Омская область, г. Омск, ул. Физкультурная, д. 5, кв. 27, ОГРН 1155543040839, ИНН 5501150849 (далее - ООО "СтройИнерт").
Решением суда первой инстанции от 24.04.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.08.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Березина" просит решение от 24.04.2017 и постановление от 08.08.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, заявка ООО "СтройИнерт" на участие в аукционе не соответствовала документации об аукционе и условиям аукциона: не представлены документы, подтверждающие наличие квалифицированных специалистов по направлению маркшейдерское дело для сопровождения пользования недрами на этапах геологического изучения, разведки и добычи песка; лицензия подрядчика, обладающего специалистами на осуществление маркшейдерских работ, не соответствовала условиям аукциона, следовательно, ООО "СтройИнерт" необоснованно допущено к участию в аукционе и незаконно признано победителем.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС просит отказать в ее удовлетворении и оставить в силе обжалуемые судебные акты.
В судебном заседании представитель УФАС поддержал доводы, приведенные в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.08.2016 на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение N 170816/0027754/02 о проведении аукциона N оа-16024-Н на право пользования участком недр местного значения, расположенным на территории муниципального образования "Светловский городской округ" Калининградской области, в целях геологического изучения, разведки и добычи песка на проявлении "Ижевское".
Организатор аукциона - Конкурсное агентство Калининградской области, уполномоченный орган - Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области.
На участие в названном аукционе подано пять заявок, в том числе от ООО "Березина" и ООО "СтройИнерт", которые признаны участниками аукциона (протокол от 30.09.2016).
В соответствии с протоколом о результатах аукциона от 18.10.2016 победителем аукциона признано ООО "СтройИнерт", предложившее наибольший размер разового платежа за пользование участком недр - 22 911 415 руб. 70 коп.
ООО "Березина", полагая, что ООО "СтройИнерт" неправомерно допущено к участию в аукционе и его победителем должно быть признано Общество, обратилось с соответствующей жалобой в УФАС.
Жалоба Общества признана необоснованной, о чем УФАС 09.11.2016 приняло решение по делу N Т-125/2016.
Посчитав решение УФАС неправомерным, ООО "Березина" обжаловало его, обратившись в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), статьями 10.1, 13.1, 14 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), статьями 9, 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Порядком проведения аукциона на право пользования участками недр местного значения на территории Калининградской области (далее - Порядок проведения аукциона), утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 07.12.2015 N 688 (далее - Постановление N 688), Положением о лицензировании производства маркшейдерских работ (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 257 (далее - Постановление N 257), установили следующее: аукцион был проведен с соблюдением норм действующего законодательства и в соответствии с требованиями аукционной документации; ООО "СтройИнерт" в составе своей заявки представило все необходимые документы, подтверждающие наличие у него квалифицированного специалиста по направлению подготовки "маркшейдерское дело" и обладающего опытом работы, необходимым для осуществления деятельности на предоставляемом по результатам аукциона участке недр. В связи с этим суды признали требования ООО "Березина" необоснованными и отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ)
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, которое может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания (части 20 и 23 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Согласно положениям пункта "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и статье 1.2 Закона о недрах вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий (часть 3 статьи 1.1 Закона о недрах).
В соответствии со статьей 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения (пункт 1 части 2).
Как следует из статьи 10.1 Закона о недрах, основаниями возникновения права пользования участками недр в числе прочих являются:
решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения (пункт 4);
принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (пункт 6).
Согласно статье 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации приведенных положений действующего законодательства в Калининградской области принят Закон Калининградской области от 23.12.2009 N 408 "О недропользовании в Калининградской области", Правительством Калининградской области принято постановление от 07.12.2015 N 688 "Об утверждении порядка проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Калининградской области".
Пунктом 2 раздела II документации об аукционе предусмотрено, что заявителями аукциона могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, способные обеспечить эффективное и безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами на участках недр местного значения, имеющие квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства, технологическое оборудование для эффективного и безопасного проведения таких работ.
Согласно разделу I "Объявление о проведении аукциона" документации об аукционе право пользования участком недр местного значения предоставляется на срок до 10 лет. Оформление и выдача лицензии на пользование недрами победителю аукциона осуществляется в течение сорока дней со дня регистрации в Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области заявки на получение лицензии на пользование недрами и прилагаемых документов, поступивших от победителя аукциона, в соответствии с принятым Правительством Калининградской области решением об утверждении итогов аукциона на право пользования участком недр местного значения и предоставлении победителю аукциона права пользования участком недр местного значения.
В пункте 16 раздела II документации об аукционе предусмотрено, что для участия в аукционе заявители должны в указанный в объявлении о проведении аукциона срок подать организатору аукциона заявки на участие в аукционе по форме, установленной документацией об аукционе, а также до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе внести сбор за участие в аукционе и задаток в порядке, указанном в объявлении о проведении аукциона.
В состав заявки на участие в аукционе должны входить, в том числе заявление-обязательство о том, что заявитель обладает или будет обладать финансовыми возможностями, необходимыми для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с пользованием недр, а также документы, подтверждающие наличие у заявителя требуемых в соответствии с условиями аукциона квалифицированных специалистов: копии приказов заявителя о приеме на работу квалифицированных специалистов и (или) договоров заявителя с квалифицированными специалистами и (или) с подрядчиками, обладающими указанными специалистами; копии документов об образовании и квалификации и (или) документов о квалификации требующихся специалистов, а также в случаях, предусмотренных законом и иными правовыми актами, копии лицензий на право осуществления соответствующей деятельности (подпункты 8 и 9 пункта 51 названного Порядка проведения аукционов).
Аналогичное требование по представлению в составе заявки на участие в аукционе перечисленных выше документов содержится и в подпунктах 8, 9 пункта 20 раздела II документации об аукционе.
В силу подпункта 43 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ производство маркшейдерских работ подлежит лицензированию.
В соответствии с Законом N 99-ФЗ Постановлением N 257 утверждено Положение, которым определен порядок лицензирования производства маркшейдерских работ, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Подпунктом "а" пункта 4 Положения предусмотрено, что лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности (лицензиату) является наличие в штате юридического лица работника, имеющего высшее профессиональное образование по специальности "маркшейдерское дело" (имеющего высшее профессиональное образование и прошедшего профессиональную переподготовку с получением квалификации по указанной специальности), аттестованного в области промышленной безопасности (маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ) и имеющего стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет.
В соответствии со статьей 13.1 Закона о недрах основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона предусмотрен статьей 14 Закона о недрах.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что максимальный размер разового платежа предложен победителем аукциона.
В составе заявки на участие в аукционе N оа-16024-Н ООО "СтройИнерт" представило следующие документы: копию договора подряда от 15.01.2016 N 1/16П, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Сибирская торговая компания" (далее - Компания) на выполнение работ по маркшейдерскому обеспечению при проведении добычных работ; копию лицензии от 04.04.2016 N ПМ-61-003013, выданную Компании на производство маркшейдерских работ; копию трудового договора от 11.01.2016 N 3, заключенного между Компанией и маркшейдером Коккозовым Х.К.; копию диплома Коккозова Х.К. о высшем профессиональном образовании по специальности "инженер-геодезист" и копию диплома о прохождении в период с 02.04.2012 по 21.06.2012 обучения по программе "маркшейдерское дело" и присвоении дополнительной квалификации "горный инженер".
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу, что ООО "СтройИнерт" в составе заявки представило все необходимые документы, подтверждающие наличие у него квалифицированного специалиста по направлению подготовки маркшейдерское дело и обладающего опытом работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет.
Поскольку документы, представленные ООО "СтройИнерт" в составе заявки на участие в аукционе N оа-16024-Н, соответствовали требованиям Порядка проведения аукционов и документации об аукционе, у Агентства не имелось правовых оснований, предусмотренных статьей 14 Закона о недрах, для отклонения его заявки и для отказа в допуске названного лица к участию в аукционе.
С учетом изложенного суды, исследовав все представленные доказательства по настоящему делу, пришли к обоснованному выводу о законности решения УФАС о признании жалобы ООО "Березена" необоснованной.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о непредставлении ООО "СтройИнерт" доказательств, свидетельствующих о наличии у него квалифицированных специалистов для осуществления недропользования на предоставляемом участке недр местного значения на этапе проведения торгов были подробно исследованы судами двух инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
В пункте 20 раздела II документации об аукционе и в пункте 51 Порядка проведения аукционов определен исчерпывающий перечень документов, которые должны входить в состав заявки на участие в аукционе. При этом податель жалобы, указывая на отсутствие в составе заявки вышеперечисленных документов, фактически подменяет понятия "условия аукциона", которые определяют порядок проведения аукциона, в том числе и требования к составу документов, входящих в состав заявки на участие в аукционе, и "условия пользования участком недр местного значения", которые устанавливают требования к проведению самих работ недропользователем на участке недр местного значения, предоставленном ему после проведения аукциона.
Таким образом, приведенные доводы основаны на неправильном толковании требований документации об аукционе, объявления о проведении аукциона и нормативных актов, регулирующих порядок проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Калининградской области, и не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении спора и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая, что государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 1500 руб., а заявителем уплачено 3000 руб. (платежное поручение от 27.09.2017 N 7), госпошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату Обществу в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.04.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по делу N А21-9070/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Березина" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Березина" (ОГРН 1133926046870, ИНН 3913505399, место нахождения: 238345, Калининградская область, пос. Волочаевское, ул. Центральная, д. 2) из средств федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 27.09.2017 N 7 за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.