27 ноября 2017 г. |
Дело N А56-79940/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Любченко И.С.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Конториковой И.С. (доверенность от 28.12.2016 N 12), от федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" Макоцкого Р.А. (доверенность от 11.10.2016 N 9766) и Можайской А.А. (доверенность от 11.11.2016 N 9768),
рассмотрев 21.11.2017 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2017 (судья Денисюк М.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2017 (судьи Толкунов В.М., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-79940/2016,
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет", место нахождения: 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 7/9, ОГРН 1037800006089, ИНН 7801002274 (далее - СПбГУ, Университет), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 4-я линия, дом 13, литера "А", ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - УФАС, Управление), от 03.08.2016 N Т02-473/16 (далее - Решение УФАС) о нарушении Университетом пункта 1 части 1 статьи 3 и пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СтройРесурс", место нахождения: 191180, Санкт-Петербург, Загородный проспект, дом 21/23, литера "А", помещение 27-Н, ОГРН 1127847262950, ИНН 7840470300 (далее - ООО "СтройРесурс", Общество).
Решением суда первой инстанции от 16.04.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2017, заявление Университета удовлетворено частично: оспоренное Решение УФАС от 03.08.2016 признано недействительным в части признания в действиях организатора торгов нарушения пункта 1 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, "выразившегося в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное путем неправомерного неуказания в закупочной документации конкретных видов работ, содержащихся в лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) или лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)". В удовлетворении остальной части заявления отказано.
По настоящему спору в кассационную инстанцию поступили две кассационные жалобы: от Управления и от СПбГУ.
В своей кассационной жалобе Университет ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить принятые по делу судебные акты в части оставления без удовлетворения заявленных требований СПбГУ и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает ошибочными выводы судов двух инстанций о наличии в действиях Университета вменяемых ему нарушений пункта 1 части 1 статьи 3 и пункта 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Со своей стороны УФАС в поданной им кассационной жалобе ссылается на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, а именно положений Закона N 223-ФЗ, в связи этим податель жалобы просит отменить указанные судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении данного заявления в полном объеме. Управление полагает ошибочными выводы судов об отсутствии в действиях заявителя нарушений императивных требований пункта 1 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
В судебном заседании представители УФАС и Университета поддержали приведенные в их кассационных жалобах доводы.
Общество надлежащим образом извещено о месте и времени судебного заседания, однако в суд своих представителей не направило, в связи с чем кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, заявитель в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ, а также согласно "Положению о закупке товаров, работ, услуг СПбГУ", провел открытый конкурс (извещение N 31603848777) "на сохранение объекта культурного наследия: комплекс строительных и монтажных работ по обеспечению ввода в эксплуатацию объекта "Реконструкция здания с застройкой внутреннего двора для размещения информационно-библиотечного правового публичного центра Санкт-Петербургского государственного университета по адресу: Санкт-Петербург, 22-я линия, дом 7" (далее - закупка).
Ссылаясь на несоответствие документации о закупке (далее - Закупочная документация) требованиям Закона N 223-ФЗ, ООО "СтройРесурс" обратилось в УФАС с жалобой от 27.07.2016 (вх. N 17723/16) на действия организатора закупки. По результатам ее рассмотрения Управление вынесло упомянутое Решение УФАС от 03.08.2016.
Согласно данному Решению жалоба Общества признана обоснованной, а в действиях СПбГУ выявлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 3 и пункта 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся: "в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное путем неправомерного неуказания в Закупочной документации конкретных видов работ, содержащихся в лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) или лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); а также допущенное путем неправомерного указания в проектной и сметной документациях в составе Закупочной документации противоречивых сведений в отношении выполняемых видов работ, а также решений по планируемым к использованию материалам и оборудованию по предмету закупки".
Не согласившись с данным Решением УФАС, Университет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций в полной мере исследовали и оценили доказательства представленные участниками спора, а также приведенные ими доводы. В данном случае суд первой инстанции согласился с мнением Управления о наличии в действиях СПбГУ как организатора закупки нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 3 и пункта 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ ввиду неправомерного указания в проектной и сметной документациях в составе Закупочной документации противоречивых сведений в отношении выполняемых видов работ, а также решений по планируемым к использованию материалам и оборудованию по предмету закупки. В связи с этим суд первой инстанции указал на наличие у УФАС правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого заявителем Решения в этой части. Однако при этом суд констатировал также факт отсутствия со стороны Университета признаков другого названного нарушения по пункту 1 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившегося "в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное путем неправомерного неуказания в закупочной документации конкретных видов работ, содержащихся в лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) или лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)". Как следствие, - именно в названной части Решение УФАС признано недействительным. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, в связи с чем постановлением от 31.07.2017 оставил решение от 16.04.2017 без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы рассматриваемого дела и проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, считает кассационные жалобы Университета и УФАС не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Как указано в части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом информационной открытости закупки.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела Управление установило: в пункте 1.15.2 части 3 Закупочной документации указано одно из требований к участникам закупки - наличие у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) или лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). В подтверждение соответствия указанному требованию участник закупки обязан представить в составе заявки копию имеющейся у него лицензии. Однако при этом Управление констатировало неуказание организатором закупки в Закупочной документации конкретных видов работ, которые должны содержаться в лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) или лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Изложенное позволило УФАС придти к выводу о нарушении Университетом пункта 1 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное при организации и проведении закупки, что может повлечь допуск к участию в закупке и победу в ней потенциального участника закупки, не имеющего лицензии на выполнение работ непосредственно по предмету закупки.
Проанализировав содержание пункта 1.15.2 части 3 Закупочной документации, суды двух инстанций в частности отметили, что на момент проведения спорной закупки потенциальные ее участники могли представить как лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выданную в соответствии с "Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", так и лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, выданную в соответствии с "Положением о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 N 117 (далее - Положение N 117), не предусматривающего выдачу лицензии с указанием перечня конкретного вида работ в отношении такого вида деятельности как реставрация объектов культурного наследия.
При этом, как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, потенциальный участник закупки имел объективную возможность сопоставить содержание имевшейся у него лицензии с предметом работ по контракту. Ввиду изложенного суды пришли к выводу, что неуказание организатором закупки в Закупочной документации конкретных видов работ, которые должны содержаться в лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) или лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), не может быть признано нарушением пункта 1 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ (несоблюдение принципа информационной открытости закупки). Иное привело бы к нарушению прав потенциальных участников закупки, получивших лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия в соответствии с Положением N 117, поскольку в данной лицензии конкретные виды работ не поименованы. В этой связи выводы двух судебных инстанций об отсутствии в действиях организатора торгов (Университета) нарушений пункта 1 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, являются обоснованными и правильными.
Со своей стороны УФАС, вменяя СПбГУ как организатору торгов нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, также полагает, что Университет указал в проектной и сметной документациях в составе Закупочной документации противоречивые сведения в отношении выполняемых видов работ, а также решений по планируемым к использованию материалам и оборудованию по предмету закупки, что в свою очередь является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 3, а также пункта 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В данном случае судами двух инстанций установлено, что вопреки доводам Университета, по итогам сравнительного анализа выдержки из отдельных рабочих проектов и локальных смет, размещенных в составе Закупочной документации, УФАС объективно выявило, что ряд работ, а также решений по планируемым к использованию материалам и оборудованию, указанных в локальных сметах, отсутствуют в проектной документации или не соответствуют ей. В их числе: работы по облицовке шахты лифта, объем работ, связанных с изготовлением фундаментной плиты для оборудования насосной станции, работы по монтажу заправочных устройств, рукавов высокого давления, систем пожаротушения, сигнализаций, систем контроля управления доступом, марки планируемых к использованию швеллеров, бетона, спецификации дверных проемов, вентиляционного и отопительного оборудования, конструкции полов. В свою очередь, СПбГУ документально не опровергло установленные Управлением несоответствия Закупочной документации.
Учитывая вышеизложенное кассационная инстанция считает, что основания для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2017 по делу N А56-79940/2016 оставить без изменения, а кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.