27 ноября 2017 г. |
Дело N А56-90901/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Кадулина А.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "МЕТ.ИЗ" Черновой А.В. (доверенность от 20.11.2017),
рассмотрев 21.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕТ.ИЗ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2017 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2017 (судьи Желтянников В.И., Жиляева Е.В., Кашина Т.А.) по делу N А56-90901/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МЕТ.ИЗ", место нахождения: 188664, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пгт Токсово, Ленинградское ш., д. 55-А, ОГРН 1044700560552, ИНН 4703073391 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, место нахождения: 188643, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138, ОГРН 106470300911, ИНН 4703083640 (далее - Администрация района), о признании незаконными:
- решения земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 05.10.2016 N 15/16 об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 47:07:0502042:57,
- отказа Управления по муниципальному имуществу Администрации района в заключении с Обществом договора купли-продажи указанного земельного участка с установленным видом разрешенного использования - для размещения индивидуальных жилых домов;
- об обязании Администрации района заключить с Обществом договор купли-продажи указанного земельного участка по цене, равной 15% от его кадастровой стоимости, с установленным видом разрешенного использования - для размещения индивидуальных жилых домов;
- об обязании Администрацию района направить Обществу проект указанного договора купли-продажи.
Решением от 21.04.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.08.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Общество полагает, что к испрашиваемому земельному участку невозможно применить вид разрешенного использования - "малоэтажная многоквартирная жилая застройка", а также что данный вид противоречит целям использования земельного участка.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Администрация района извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация района (арендодатель) и Общество (арендатор) 17.11.2011 заключили договор N 3091/1.6-08 аренды земельного участка с кадастровым номером 47:07:05-02-042:0068 общей площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пгт Токсово, Санаторная ул., участок N 33-а для завершения строительства жилого дома.
Построенный жилой дом принадлежит Обществу на праве собственности, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2015 N 47-47/013-47/013/015/2015-1338/1.
Общество на основании пункта 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) 20.11.2015 обратилось в администрацию муниципального образования "Токсовское городское поселение" (далее - Администрация поселения) с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2 000 кв. м с кадастровым номером 47:07:0502042:68, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Токсово, Санаторная ул., участок N 33-а.
Письмом от 13.01.2016 N 26 с приложением выписки из протокола заседания комиссии муниципального образования "Токсовское городское поселение" по согласованию границ земельных участков от 10.12.2015 N 55, утвержденной постановлением Администрации поселения от 20.05.2014 N 93 "Об утверждении Положения "О земельной комиссии администрации муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" и состава земельной комиссии", постановлением Администрации поселения от 07.04.2015 N 85 "О внесении изменений в постановление N 93 от 20.05.2014", в заключении договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка отказано, поскольку его правообладателем является Администрация района.
По результатам рассмотрения заявления Общества Администрацией района ему предоставлена выписка из протокола заседания межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 30.03.2016 N 12, утвержденного постановлением Администрации района от 11.04.2016 N 607, согласно которой были приняты следующие решения: Управлению по муниципальному имуществу заключить с Обществом договор купли-продажи по цене, равной 3% от кадастровой стоимости на указанный земельный участок, для эксплуатации жилого дома; провести сверку по арендной плате; рекомендовать Обществу в соответствии с пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обратиться с заявлением о приведении вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 N 540.
Письмом от 12.04.2016 N 27 Общество обратилось в Администрацию поселения об изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка с "для строительства жилого дома" на "для эксплуатации жилого дома", приложив копию выписки из протокола заседания межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 30.03.2016 N 12.
Согласно постановлению Администрации поселения от 09.06.2016 N 154 вид разрешенного использования указанного земельного участка с "для строительства жилого дома" изменен на "для размещения индивидуальных жилых домов". В связи с этим в отношении испрашиваемого земельного участка внесены соответствующие изменения и получена кадастровая выписка на участок от 19.08.2016 N 47/201/16-589737 с указанием вида разрешенного использования - для размещения индивидуальных жилых домов.
Общество 13.04.2016 обратилось к Администрации района с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 47:07:0502042:68, приложив выписку из протокола заседания межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 30.03.2016 N 12.
Согласно выписке из протокола заседания земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 05.10.2016 N 15/16 Обществу отказано в заключении договора купли-продажи в связи с несоответствием установленного вида разрешенного использования цели предоставления земельного участка согласно ранее установленному акту выбора (распоряжение Администрации района от 11.01.2005 N 28). При условии предоставления Обществом кадастрового паспорта рассматриваемого земельного участка с приведенным видом его разрешенного использования в соответствии с классификатором (утвержденным приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 N 540) "малоэтажная многоквартирная жилая застройка". Управлению по муниципальному имуществу предписано заключить с закрытым акционерным обществом "МЕТ.ИЗ" (после реорганизации - Общество) договор купли-продажи по цене, равной 15% от кадастровой стоимости.
Получив указанную выписку, 10.11.2016 Общество обратилось в Управление по муниципальному имуществу Администрации района с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка по названной цене.
Письмом Управления по муниципальному имуществу Администрации района от 18.11.2016 N 2363/1.6.20 в заключении договора отказано.
Общество, считая указанный отказ незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о несоответствии вида разрешенного использования спорного земельного участка целям его использования, пришел к выводу о том, что отказ Администрации района не противоречит закону.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, находит основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно требованиям части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса (пункт 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
На основании пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Согласно статье 72 ЗК РФ, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют муниципальный контроль за использованием земель поселения.
В силу пункта 1 статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно требованиям пункта 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Однако судами не исследован вопрос о том, какой вид разрешенного использования установлен для спорного земельного участка согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что выводы судов о применении нормы права не основаны на полном и всестороннем исследовании обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, а поэтому решение, постановление подлежат отмене.
Так как в силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, дело по основаниям, указанным выше, подлежит направлению в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, определить, в состав какой территориальной зоны входит спорный земельный участок и какой вид разрешенного использования в ней предусмотрен.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2017 по делу N А56-90901/2016 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.