30 ноября 2017 г. |
Дело N А42-1643/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Мурманский траловый флот" Храменок А.Г. (доверенность от 01.12.2016 N 8-12/2016), от Мурманской таможни Проценко А.А. (доверенность от 25.11.2016 N 25-22/17203),
рассмотрев 23.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.05.2017 (судья Варфоломеев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Лопато И.Б.) по делу N А42-1643/2017,
установил:
Публичное акционерное общество "Мурманский траловый флот", место нахождения: 183038, город Мурманск, улица Шмидта, дом 43, ОГРН 1025100833966, ИНН 5100000010 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования Мурманской таможни, место нахождения: 183010, город Мурманск, улица Горького, дом 15, ОГРН 1025100864095, ИНН 5192160036 (далее - Таможня), от 07.03.2017 N 1, обязывающего Общество откорректировать ранее поданную декларацию на товары N 10207050/03032017/0000490 и, как следствие, исчислить и уплатить ввозную таможенную пошлину.
Решением суда первой инстанции от 16.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.08.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 16.05.2017 и постановление от 30.08.2017 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды при рассмотрении дела не дали оценки доводу таможенного органа относительно особенностей завершения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории. При этом Таможня утверждает, что пунктом 7.1.10 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" установлена льгота для судов, а не для продуктов переработки. В данном случае судно М-0202 "Борис Зайцев" для целей применения таможенных пошлин, налогов приравнивается к продуктам переработки вне таможенной территории, помещаемым под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых подлежат уплате таможенные платежи, налоги на основании статьи 262 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником рыболовного судна М-0202 "Борис Зайцев", которое включено в Государственный судовой реестр Российской Федерации.
В целях направления судна М-0202 "Борис Зайцев" для проведения ремонта в Королевстве Норвегия Общество 12.01.2017 по декларации на товары N 10207050/120117/0000046 поместило названное судно под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
Впоследствии, по окончании ремонта для помещения судна М-0202 "Борис Зайцев" под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления Общество подало 03.03.2017 в таможенный орган декларацию на товары N 1020705/030317/0000490.
В графе 36 (преференция) указанной декларации на товары Общество указало код "ООСМ-ОО" (освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении судов рыболовных, плавучих баз и прочих судов для переработки и консервирования рыбных продуктов, морских (код 8902 00 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС), зарегистрированных в реестре судов государства - члена Евразийского экономического союза, плавающих под флагом одного из государств - членов Евразийского экономического союза, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза и помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления до 1 января 2018 года включительно), утвержденный решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций".
В целях обоснования заявленной преференции в графе 44 декларации на товары (дополнительная информация) перечислены документы, подтверждающие таможенную льготу.
В графе 47 декларации на товары (исчисление платежей) с указанием в колонке "СП" кода "УН" (условное исчисление таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, освобождение от которых предусмотрено актами таможенного законодательства Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза) Общество отразило сумму ввозной таможенной пошлины в размере 3 361 566 руб. 02 коп.
В ходе проверки представленных Обществом документов и сведений таможенный орган пришел к выводу, что у заявителя отсутствуют основания для применения льготы по уплате ввозной таможенной пошлины, предусмотренной пунктом 7.1.10 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".
Таможня выставила Обществу требование от 07.03.2017 N 1, в соответствии с которым декларанту требуется произвести корректировку сведений, отраженных в декларации на товары N 1020705/030317/0000490, в частности, в графе 36 декларации указать отсутствие преференции на ввозную пошлину; в графе 44 декларации удалить запись с кодом 07011; в графе 47 декларации в колонке "СП" (специфика платежа) указать код "ИУ" (в отношении декларируемых товаров платеж уплачивается в полном размере); в графе "В" указать сумму ввозной таможенной пошлины и платежное поручение на уплату ввозной пошлины.
Посчитав незаконным указанное требование таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Переработка вне таможенной территории - это таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза (пункт 1 статьи 252 ТК ТС).
Ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей, относится к операциям по переработке вне таможенной территории (ст. 254 ТК ТС).
Действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории согласно пункту 1 статьи 260 ТК ТС завершается до истечения срока переработки товаров помещением продуктов переработки под таможенные процедуры реимпорта или выпуска для внутреннего потребления.
В соответствии со статьей 262 ТК ТС при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются в следующем порядке: сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин определяется исходя из стоимости операций переработки товаров; сумма подлежащего уплате налога на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимости товаров, вывезенных для переработки.
Довод таможенного органа о том, что рыболовное судно, подвергшееся операциям по переработке за пределами таможенной территории Таможенного союза, для целей применения таможенных пошлин, налогов приравнивается к продуктам переработки вне таможенной территории, поэтому не может быть применена льгота по уплате таможенных платежей, предусмотренная пунктом 7.1.10 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", получил надлежащую правовую оценку судов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся, в том числе, ввозная таможенная пошлина.
В силу пункту 1 статьи 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Согласно подпункту 35 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Как указано в статье 74 ТК ТС, к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции и тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин). Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в случае, если в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (пункт 4 части 3 статьи 80 ТК ТС).
Согласно статье 43 "Тарифные льготы" Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) от 29 мая 2014 года в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Предоставление тарифных льгот осуществляется согласно приложению N 6 к Договору о Союзе.
Пунктом 4 приложения N 6 к Договору о Союзе установлено, что помимо льгот, предусмотренных пунктом 3 указанного приложения, тарифные льготы могут предоставляться также в иных случаях, установленных Договором о Союзе, международными договорами Союза с третьей стороной и решениями Евразийской экономической комиссии.
В соответствии с пунктом 7.1.10 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (в редакции решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 4) от ввозной таможенной пошлины освобождаются суда рыболовные, плавучие базы и прочие суда для переработки и консервирования рыбных продуктов, морские (код 8902 00 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС), зарегистрированные в реестре судов государства - члена Евразийского экономического союза, плавающие под флагом одного из государств - членов Евразийского экономического союза, ввозимые на территорию Евразийского экономического союза и помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления до 1 января 2018 года включительно, при условии представления при таможенном декларировании документов, подтверждающих регистрацию судов в реестре судов государства - члена Евразийского экономического союза.
В отношении указанной льготы согласно пункту 15 решения Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза" установление дополнительного порядка применения освобождения не требуется.
Судами установлено, что при таможенном декларировании Общество представило таможенному органу необходимые документы, подтверждающие регистрацию судна в государственном судовом реестре (выписка из государственного судового реестра от 28.02.2017 N 01/05-548), свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Приняв во внимание изложенное, суды пришли к выводу, что Общество при вывозе судна, зарегистрированного в соответствующем реестре Российской Федерации и плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, поместившее судно под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, а впоследствии при обратном ввозе товара - под процедуру выпуска для внутреннего потребления, вправе рассчитывать на предоставление льготы по уплате таможенной пошлины, исчисленной исходя из стоимости произведенного ремонта, в виде полного освобождения от ее уплаты.
При рассмотрении дела суды обоснованно среди прочего учли позицию, приведенную в письме Министерства финансов Российской Федерации от 04.10.2016 N 03-10-09/57676 и письме Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 N 13-417.
В письме Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 N 13-417 отражено, что в отношении морских судов, ввозимых на таможенную территорию Союза и классифицируемых кодом 8902 00 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС, применяется тарифная льгота при соблюдении следующих условий: указанные суда зарегистрированы в реестре судов государства - члена Союза (что подтверждается соответствующими документами) и плавают под флагом одного из государств - членов Союза; указанные суда помещаются при ввозе под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления до 01.01.2018 включительно. Иные условия, а также какие-либо ограничения, исключения или особенности применения тарифной льготы, предусмотренной пунктом 7.1.10 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", не установлены. Положения Договора о Союзе и Протокола о Едином таможенно-тарифном регулировании (приложение N 6 к названному Договору) ограничения, исключения или особенности, касающиеся вопросов применения тарифных льгот в зависимости от конкретных таможенных процедур, под которые помещаются ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию Союза товары, также не предусмотрены.
Доводы, изложенные Таможней в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права при вынесении обжалуемых судебных актов и не могут быть признаны основанием для их отмены.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах.
С учетом изложенного кассационный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, поэтому жалоба Таможни удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.05.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 по делу N А42-1643/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.