05 декабря 2017 г. |
Дело N А66-12868/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
при участии от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Центр специализированных видов медицинской помощи имени В.П. Аваева" Мишариной Ю.Л. (доверенность от 02.09.2016), от территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тверской области Флейкиной Ж.А. (доверенность от 27.11.2017), Янченко А.В. (доверенность от 27.11.2017),
рассмотрев 05.12.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Центр специализированных видов медицинской помощи имени В.П. Аваева" на решение Арбитражного суда Тверской области от 21.04.2017 (судья Белов О.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2017 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Потеева А.В.) по делу N А66-12868/2016,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Центр специализированных видов медицинской помощи имени В.П. Аваева" (место нахождения: г. Тверь, ул. Софьи Перовской, д. 56; ОГРН 1026900589572; ИНН 6905002904; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об оспаривании акта проверки Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тверской области (место нахождения: г. Тверь, Свободный пер., д. 5; ОГРН 1056900028350; ИНН 6901072315; далее - ТО Росздравнадзора) от 12.08.2016 и предписания ТО Росздравнадзора от 12.08.2016 об устранении выявленных нарушений.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Тверской области (место нахождения: г. Тверь, ул. Советская, д. 23; ОГРН 1026900516246; ИНН 6905044950; далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 21.04.2017 производство по делу в части оспаривания акта проверки от 12.08.2016 прекращено.
Предписание ТО Росздравнадзора от 12.08.2016 признано недействительным в части нарушения Учреждением требований приказа Министерства здравоохранения СССР от 04.10.1980 N 1030, пунктов 14 и 15 Порядка оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 521н (далее - Порядок N 521н), и стандарта специализированной медицинской помощи детям при болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2012 N 1512н (далее - Стандарт N 1512н), в части рентгенографии легких.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.09.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам делам, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявления отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержала доводы жалобы, представители ТО Росздравнадзора просили в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ТО Росздравнадзора на основании приказа от 27.07.2016 N П69-142/16 в период с 01.08.2016 по 02.08.2016 проведена внеплановая выездная проверка деятельности Учреждения с целью проверки фактов, изложенных в информации заявителя по эпидемиологическому расследованию случая ВИЧ-инфекции от 27.06.2016 N 617, в письме Министерства от 29.06.2016 N 15-3/2105-07 и в письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 22.07.2016 N В69-1109/16.
В ходе проверки, в частности, выявлено и отражено в акте от 12.08.2016, что в инфекционном отделении для ВИЧ-инфицированных беременных женщин и детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, специализированная помощь детям оказывается не врачами-инфекционистами; инфекционное отделение для ВИЧ-инфицированных беременных женщин и детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, размещено не в типовом или приспособленном, отдельно стоящем от корпусов медицинской организации здании; не предоставляется медицинская услуга с усредненным показателем частоты предоставления 1,0 по ежедневному осмотру врачом-инфекционистом с наблюдением и уходом среднего и младшего медицинского персонала в отделении стационара.
По выявленному факту нарушения пункта 11 Порядка N 521н, пункта 7 Правил организации деятельности детского инфекционного отделения (Приложение N 4 к Порядку N 521н; далее - Правила) и Стандарта N 1512н ТО Росздравнадзора выдал Учреждению предписание от 12.08.2016 об устранении нарушений в срок до 03.10.2016.
Учреждение, не согласившись с актом проверки и предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности предписания в указанной части, в удовлетворении заявления в этой части отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Как предусмотрено статьей 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), данным Законом определены права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.
Согласно статье 2 Закона N 323-ФЗ под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3), а под медицинской деятельностью - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (пункт 10).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями медицинскими организациями независимо от их организационно-правовой формы установлены Порядком N 521н, а оказание специализированной медицинской помощи детям при болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) - Стандартом N 1512н.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 521н специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь детям оказывается врачами-инфекционистами и включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Согласно пункту 7 Правил детское инфекционное отделение медицинской организации следует размещать в типовом или приспособленном, отдельно стоящем от корпусов медицинской организации здании, в котором предусматривается наличие не менее 50% боксов от общего числа коек для оказания медицинской помощи детям в стационарных условиях.
В силу раздела 2 Стандарта N 1512н "Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением" усредненный показатель частоты предоставления медицинской услуги (код услуги - в01.014.003) по ежедневному осмотру врачом-инфекционистом с наблюдением и уходом среднего и младшего медицинского персонала в отделении стационара составляет 1.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанции установлено, что Учреждением в нарушение пункта 11 Порядка N 521н медицинская помощь детям оказывается не врачом-инфекционистом, а врачом-педиатром; в нарушение пункта 7 Правил инфекционное отделение размещено на том же этаже здания, на котором оказывается медицинская помощь иным лицам; в нарушение раздела 2 Стандарта N 1512н осмотр врачом детей с болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), проводится не ежедневно, а один раз в четыре дня.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания в указанной части упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Учреждения, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждению следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21.04.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2017 по делу N А66-12868/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Центр специализированных видов медицинской помощи имени В.П. Аваева" - без удовлетворения.
Возвратить государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области "Центр специализированных видов медицинской помощи имени В.П. Аваева" (место нахождения: г. Тверь, ул. Софьи Перовской, д. 56; ОГРН 1026900589572; ИНН 6905002904) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 29.09.2017 N 2964.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.