13 декабря 2017 г. |
Дело N А56-92841/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Пастуховой М.В. и Судас Н.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" Некрестьянова Д.С. (доверенность от 27.01.2017), от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Шабодо К.С. (доверенность от 07.02.2017) и Зотова Н.Ю. (доверенность от 18.04.2017), от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Навис" Некрестьянова Д.С. (доверенность от 27.01.2017),
рассмотрев 13.12.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2017 по делу N А56-92841/2015 (судьи Слобожанина В.Б., Сотов И.В., Черемошкина В.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 7, лит. "А", ОГРН 1137847335493, ИНН 7838494858 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), о понуждении заключить договор от 16.12.2015 теплоснабжения в горячей воде.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: жилищно-строительный кооператив "Дом БДТ", место нахождения: 198262, Санкт-Петербург, ул. Лени Голикова, д. 6, к. 1, лит. "А", пом. 6-Н, ОГРН 1107847200427, ИНН 7805524289 (далее - Кооператив), и общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Навис", место нахождения: 198262, Санкт-Петербург, ул. Лени Голикова, д. 6, к. 1, лит. "А", пом. 6-Н, ОГРН 1099847022362, ИНН 7805507702 (далее - Строительная компания).
Решением суда от 31.05.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.01.2017 решение от 31.05.2016 и постановление от 27.09.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении определением суда от 28.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Северо-Западное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, место нахождения: 191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., д. 3, ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833 (далее - Управление Ростехнадзора).
Решением суда от 25.05.2017 иск удовлетворен. Суд обязал Предприятие заключить с Обществом договор теплоснабжения на предложенных условиях, исключив пункт 5.7 и изложив абзац 2 пункта 8.1 в следующей редакции: "Дата начала поставки тепловой энергии - с 05 декабря 2014 года".
Постановлением апелляционной инстанции от 18.09.2017 решение от 25.05.2017 отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 18.09.2017, а решение суда первой инстанции от 25.05.2017 оставить в силе.
Податель жалобы полагает, что наличие акта о выполнении технических условий на подключение объекта к тепловым сетям влечет обязанность ответчика заключить договор теплоснабжения. По мнению Общества, получать разрешение на допуск энергоустановки в Ростехнадзоре не требуется, этот орган не полномочен выдавать такие разрешения. Общество отмечает, что им соблюдены требования действующих нормативных актов и представлены все необходимые документы для заключения договора.
В судебном заседании представитель Общества и Строительной компании поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представители Предприятия с ними не согласились.
Остальные лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Строительная компания, одновременно являющаяся учредителем (участником) Кооператива, осуществляла строительство многоквартирных жилых домов по адресу: Санкт-Петербург, ул. Доблести, д. 7, корп. 1, лит. "А" и ул. Доблести, д. 7, корп. 2, лит. "А".
Заказчиком строительства жилых домов выступило Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова".
До введения жилых домов в эксплуатацию Кооператив 01.10.2013 заключил с Обществом договор, предметом которого является выполнение Обществом работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества поименованных многоквартирных домов, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений, в том числе услуг теплоснабжения. Договор заключен сроком на пять лет.
Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга 05.12.2014 заказчику строительства выданы разрешения N 78-2908в-2014 и N 78-2908.1в-2014 на ввод объектов в эксплуатацию.
По акту от 06.12.2014 приема-передачи Строительная компания передала жилой комплекс Кооперативу вместе с технической и эксплуатационной документацией.
Кооператив в свою очередь по актам от 06.12.2014 передал Обществу оборудование, смонтированное в ИТП 1-3, техническую и эксплуатационную документацию.
В ходе строительства жилых домов Предприятие и Строительная компания заключили договор от 23.12.2010 N 343.055.10 о подключении объекта к тепловым сетям тепловой мощностью 3,44 Гкал/час.
Справкой от 24.10.2013 о выполнении условий подключения и актом от того же числа о приемке в наладочную эксплуатацию теплового ввода подтверждается готовность объекта к пуску тепла на пуско-наладочные работы после заключения соответствующего договора.
Ростехнадзор 31.10.2013 выдал Строительной компании временное разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки для проведения до 24.04.2014 пуско-наладочных работ.
Предприятием в лице начальника ОСК по РСО УСК и Строительной компанией в 2014 году подписан акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон. Также Предприятием и Строительной компанией подписан акт от 25.02.2014 "о подключении по договору N 343.055.10 от 23.12.2010", в котором указано на выполнение Предприятием действий по подготовке системы теплоснабжения к подключению, а также отмечено, что обеспечена возможность подачи тепловой энергии в точке подключения объекта.
Застройщик договор теплоснабжения на период проведения пуско-наладочных работ не заключил. В то же время многочисленными актами, составленными Предприятием с участием представителя Строительной компании в период с 16.10.2013 по 29.02.2016, подтверждается факт самовольного подключения застройщиком систем теплопотребления жилых домов к тепловой сети Предприятия и потребления тепловой энергии без договора.
В то же время полагая, что жилые дома надлежащим образом присоединены к системе теплоснабжения, Общество как управляющая компания 15.04.2015 обратилось к Предприятию с заявлением о заключении договора теплоснабжения.
Письмом от 07.05.2015 N 34-06/12480 Предприятие отказало в заключение договора, указав, что ведет работу с застройщиком по заключению договора на проведение пуско-наладочных работ. Предприятие сообщило Обществу о готовности заключить с ним договор о порядке расчетов за потребленную тепловую энергию.
Истец 10.09.2015 вновь обратился к ответчику с заявлением, представив документы, необходимые, по его мнению, для заключения договора теплоснабжения.
Поскольку Предприятие не ответило на предложение Общества заключить договор, и считая, что поставщик ресурса необоснованно уклоняется от его заключения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества. Суд пришел к выводу о том, что Общество представило документы, необходимые для заключения договора, а именно акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от 05.12.2014 N 78-2908в-2014 и N 78-2908.1в-2014, выданные Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и в иске отказал. Суд указал, что без получения в органах Ростехнадзора разрешения на допуск тепловых энергоустановок в постоянную эксплуатацию заключение договора теплоснабжения с исполнителем коммунальных услуг невозможно.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Договор, по условиям которого поставляются коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, является договором ресурсоснабжения. Из пунктов 3, 16, 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, далее - Правила N 124), следует, что порядок заключения договоров ресурсоснабжения и их условия определяются гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами N 124, а также субсидиарно нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
С заявкой на заключение договора исполнитель коммунальных услуг в числе прочих документов должен представить документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (подпункт "в" пункта 6 Правил N 124).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федеральному закону Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом и правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 (далее - Правила N 307).
В силу пункта 2 Правил N 307 подключение - это совокупность организационных и технических действий, дающих в числе прочего возможность подключаемому объекту потреблять тепловую энергию из системы теплоснабжения. Подключение осуществляется на основании договора (пункт 3 Правил N 307).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 307 мероприятия по подключению включают в себя выбор заявителем теплоснабжающей организации или теплосетевой организации (исполнителя), заключение договора о подключении, в том числе подачу заявителем заявки на подключение и выдачу условий подключения, исполнение сторонами условий договора, в том числе подключение объекта к системе теплоснабжения и подписания сторонами акта о подключении объекта и акта разграничения балансовой принадлежности.
Согласно пункту 42 Правил N 307 до начала подачи тепловой энергии, теплоносителя заявитель получает разрешение на ввод в эксплуатацию подключаемого объекта; заключает договор теплоснабжения; предъявляет в случаях, установленных нормативными правовыми актами, устройства и сооружения, созданные для подключения к системам теплоснабжения, для осмотра и допуска к эксплуатации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный энергетический надзор.
В настоящем случае Строительная компания располагала разрешениями на ввод в эксплуатацию подключаемого объекта и временным разрешением Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию энергоустановки только для проведения пуско-наладочных работ.
Не заключив договор теплоснабжения с Предприятием для проведения пуско-наладочных работ, Строительная компания самовольно присоединила построенные объекты к тепловым сетям.
Таким образом, в настоящем случае Предприятие не подключило жилые дома в установленном порядке к системе теплоснабжения. Акт о подключении объектов, составленный в соответствии с пунктом 43 Правил N 307, в деле отсутствует, тогда как буквальное содержание акта от 25.02.2014 "о подключении по договору N 343.055.10 от 23.10.2010" подтверждает лишь факт выполнение Предприятием действий по подготовке системы теплоснабжения к подключению объекта капитального строительства, а также обеспечение возможности подачи тепловой энергии.
Система отопления, смонтированная застройщиком в спорных жилых домах, является источником повышенной опасности. В связи с этим следует признать, что вопросами контроля за соответствием энергоустановки техническим регламентам, проекту, исполнительной документации и техническим условиям, требованиям нормативных правовых актов, за полнотой проведения наладочных работ и испытаний, готовностью к эксплуатации и безопасности должен заниматься специально уполномоченный на это орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор. Таким органом является Ростехнадзор, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в числе прочего в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей) (пункт 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401).
Эксплуатация тепловых энергоустановок (систем теплопотребления) должна соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115).
Порядок организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок утвержден приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 N 212.
Тепловые энергоустановки вводятся в эксплуатацию в соответствии с разделом 2.4 Правил N 115.
В силу требований пунктов 2.4.2 и 2.4.11 Правил N 115, пунктов 15 и 17 Порядка N 212 допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора (Ростехнадзора), включение в работу тепловых энергоустановок проводится после их допуска в эксплуатацию.
В материалы дела не представлено разрешение Управления Ростехнадзора на допуск в постоянную эксплуатацию энергоустановок спорных жилых домов. Из пояснений Управления Ростехнадзора, представленных в дело, следует, что ни Общество, ни застройщик с заявлением о выдаче указанного разрешения не обращались.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что подключение тепловых сетей без разрешения органов Ростехнадзора является нарушением требований Правил N 115.
Это вывод суда подтверждается содержанием статьи 9.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный энергетический надзор на указанных объектах, является административным правонарушением и влечет ответственность, что также подтверждает необходимость получения соответствующего разрешения до начала теплоснабжения.
Кроме того, вопреки доводам Общества, представление при заключении договора теплоснабжения разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки, которая сама по себе не является объектом капитального строительства, прямо предусмотрено пунктом 36 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что оснований для понуждения Предприятия к заключению договора не имеется.
Выводы суда соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2017 по делу N А56-92841/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.