15 декабря 2017 г. |
Дело N А26-2876/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В.,
при участии от администрации Петрозаводского городского округа Калачевой М.В. (доверенность от 29.03.2017),
рассмотрев 13.12.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.05.2017 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2017 (судьи Колосова Ж.В., Полубехина Н.С., Тимухина И.А.) по делу N А26-2876/2017,
установил:
Администрация Петрозаводского городского округа, место нахождения: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее -Администрация), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, место нахождения: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Красная ул., д. 31, ОГРН 1041000051784, ИНН 1001048543 (далее - Управление Росреестра), от 17.01.2017 N 10/001/026/2016-4711 об отказе в постановке на учет указанного в заявлении Администрации от 08.12.2016 N 10/001/026/2016-4711 бесхозяйного имущества - участка трубопроводов тепловой сети с условным номером 10-10/000-10-001/026/2016-4711, находящегося в р-не Сыктывкарской ул. г. Петрозаводска Республики Карелия (граница опасного производственного объекта: наружная поверхность стены тепловой камеры УТ-1 до теплового пункта многоквартирного жилого дома), и обязании Управления Росреестра осуществить его постановку на учет.
Решением от 30.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.09.2017, решение Управления Росреестра, оформленное письмом от 17.01.2017 N 10/001/026/2016-471 признано недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", заинтересованное лицо обязано принять на учет спорное имущество.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении требований.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в силу пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), действовавшего на момент подачи Администрацией заявления и приостановления государственным регистратором постановки на учет бесхозяйного имущества, осуществление регистрационных действий с объектом недвижимого имущества, который не считался учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не допускалось; ввиду того, что спорное имущество не было поставлено на государственный кадастровый учет, принятие его на учет в качестве бесхозяйного не представлялось возможным; вопреки выводам суда первой инстанции отказ в постановке на учет бесхозяйного имущества был принят заинтересованным лицом по результатам совокупного толкования положений Закона N 122-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в том числе статьи 26, и Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 22.11.2013 N 701 (далее - Порядок, утвержденный Приказом N 701); для устранения препятствий в постановке на учет заявитель был вправе обеспечить внесение в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о спорном имуществе.
При этом, как указывает податель жалобы, согласно статье 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены документы, необходимые для внесения в единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений об объекте, к которым часть 2 статьи 14 того же Закона относит, в том числе технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ на основании представленных заказчиком разрешений и проектной документации, а в случае их отсутствия - на основании декларации, составленной в отношении бесхозяйного имущества органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости (часть 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ); вместе с тем технический план в Управление Росреестра не представлялся; отсутствие в оспариваемом уведомлении ссылки на статью 26 Закона N 218-ФЗ не может служить основанием для признания действий Управления Росреестра незаконными; раздел 6.6 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, уточняет лишь порядок внесения регистрационных записей в реестр прав на недвижимость, но не в ГКН, который содержит сведения о самом объекте.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просить оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Управление Росреестра о дате и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направило, поэтому жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация 08.12.2016 обратилась в Управление Росреестра с заявлением N 10/001/026/2016-4711 о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости (сооружения) - участка трубопровода тепловой сети с условным номером 10-10/000-10-001/026/2016-4711, находящегося в р-не Сыктывкарской ул. г. Петрозаводска Республики Карелия (регистрационный номер А24-01396-0012; граница опасного производственного объекта: наружная поверхность стены тепловой камеры УТ-1 до теплового пункта многоквартирного жилого дома), приложив к нему доверенность на представителя от 14.01.2016 N 1.3-13/29, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию.
Уведомлением от 16.12.2016 Управление Росреестра на основании пункта 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ приостановило постановку на учет бесхозяйного имущества, предложив Администрации помимо представления документов, указанных в пункте 7 Порядка, утвержденного Приказом N 701, также обеспечить внесение сведений о спорном имуществе в ГКН, указав при этом, что по сведениям федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Карелия, полученным на межведомственный запрос заинтересованного лица, информация о заявленном к учету объекте недвижимости в ГКН отсутствует.
Сообщением от 17.01.2017 Управление Росреестра со ссылкой на пункт 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 N 931 (далее - Порядок, утвержденный Приказом N 931), на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ отказало в постановке на учет бесхозяйного имущества ввиду неустранения Администрацией причин, препятствовавших испрашиваемому учету.
Администрация, полагая, что отказ регистрирующего органа является незаконным, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что в оспариваемом уведомлении не содержится ссылок на перечисленные в статье 26 Закона N 218-ФЗ основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, равно как и на непредставление Администрацией технического плана теплосетей, а также указав, что отсутствие сведений о спорном имуществе в ГКН в силу пункта 3 Порядка, утвержденного Приказом N 931, не препятствует его принятию на учет в качестве бесхозяйного, пришел к выводу о несоответствии отказа действующему законодательству и нарушении прав заявителя.
Апелляционный суд, согласившись с выводом суда первой инстанции относительно выполнения Администрацией требований к подаче заявления о постановке здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, изложенных в пункте 30 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15 статьи 32 Закона N 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный, в том числе на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и ведение ЕГРН, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532, оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
По смыслу пункта 2 этой же статьи и пункта 7 части 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ, вступившего в силу на момент принятия оспариваемого отказа, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, установленном Приказом N 931, принятым взамен действовавшего до 01.01.2017 Приказа N 701.
Согласно пункту 5 Порядка, утвержденного Приказом N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в котором указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного Приказом N 931, в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
При этом в силу части 2 статьи 1 и пункта 1 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений о недвижимом имуществе, учтенном в соответствии с данным Законом, а также зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях и иных установленных в соответствии с Законом N 218-ФЗ сведений и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастра недвижимости).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости (часть 7 той же статьи).
Согласно части 1 статьи 14 и части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, к которому прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ в техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
Таким образом, поскольку по смыслу приведенных положений действующего законодательства ведение ЕГРН не предполагает наличие в нем сведений о неучтенных объектах недвижимости, постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества, сведения о котором не внесены в ГКН, не может быть осуществлена отдельно от его кадастрового учета.
При таком положении вывод судов двух инстанций о незаконности принятого Управлением Росреестра отказа и нарушении им прав и законных интересов заявителя со ссылкой на то, что кадастровый учет спорного имущества может проводиться одновременно с постановкой его на учет в качестве бесхозяйного, в связи с чем регистрирующий орган не вправе требовать от Администрации обеспечить его кадастровый учет, основан на ошибочном толковании пункта 3 Порядка, утвержденного Приказом N 931, и без учета того, что осуществление кадастрового учета требует подачи отдельного заявления с приложением к нему необходимых документов.
Поскольку, как установлено судами и не отрицалось самим заявителем, Администрация к заявлению о постановке на учет бесхозяйного имущества заявление о его кадастровом учете не прикладывала, отдельно с ним в Управление Росреестра не обращалась, документы, являющиеся основанием для такого учета, не представляла, заинтересованным лицом принято правомерное решение о приостановлении и последующем отказе в постановке на учет бесхозяйного объекта.
При таких обстоятельствах ввиду неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.05.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2017 по делу N А26-2876/2017 отменить.
В удовлетворении заявления администрации Петрозаводского городского округа отказать.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 14 и части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, к которому прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ в техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2017 г. N Ф07-14730/17 по делу N А26-2876/2017