18 декабря 2017 г. |
Дело N А13-5821/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Преснецовой Т.Г. и Рудницкого Г.М.,
при участии от администрации Кирилловского муниципального района Кузнецовой И.В. (доверенность от 13.06.2017) и Рябковой И.Ю. (доверенность от 02.06.2017), от администрации сельского поселения Николоторжское Юлина А.В. (доверенность от 18.12.2017), от Правительства Вологодской области Алексеева Н.А. (доверенность от 26.12.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.07.2017 (судья Попова С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А13-5821/2017,
установил:
Администрация Кирилловского муниципального района, место нахождения: 161100, Вологодская обл., Кирилловский р-н, г. Кириллов, ул. Преображенского, д. 4, ОГРН 1033500790223, ИНН 3511001063 (далее - администрация района), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации сельского поселения Николоторжское, место нахождения: 161111, Вологодская обл., Кирилловский р-н, с/п Николоторжское, с. Никольский Торжок, Центральная ул., д. 45, ОГРН 1053500470902, ИНН 3511005300 (далее - администрация сельского поселения), о признании права собственности муниципального образования Кирилловского муниципального района на двухэтажное здание бюджетного образовательного учреждения Кирилловского муниципального района Вологодской области "Николоторжская средняя общеобразовательная школа" площадью 3 390,7 кв. м, расположенное по адресу: Вологодская обл., Кирилловский р-н, с/п Николоторжское, с. Никольский Торжок, Захарьинская ул., д. 15а, находящееся на земельном участке с кадастровым номером 35:05:0401024:316, в состоянии согласно техническому плану здания от 26.12.2016 с установлением характерных точек контура здания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра), бюджетное образовательное учреждение Кирилловского муниципального района "Николоторжская средняя школа" (далее - школа), Департамент строительства Вологодской области, Правительство Вологодской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Министерство, Минприроды).
В кассационной жалобе Министерство просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на то, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы считает, что суды неверно применили пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), полагает, что спорный объект не соответствует указанным в этой норме условиям; ссылается на неверное применение судами пункта 6 статьи 95, пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктов 1 и 6 статьи 36, подпункт 1 пункта 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), указывает, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором возведен спорный объект, в установленном порядке не определен, возможность строительства на нём спорного объекта с Министерством не согласована, в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы экологическая опасность строительства и эксплуатации спорного объекта для природных комплексов и объектов национального парка презюмируется, суды не дали оценку тому, что истцом не предпринимались меры к легализации спорного объекта во внесудебном порядке.
По мнению подателя жалобы, легализация объекта нарушает публичные интересы, а также интересы Министерства, осуществляющего управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.
В отзывах на кассационную жалобу администрация района и Правительство Вологодской области просят решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представители администрации района, администрации сельского поселения, Правительства Вологодской области обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
В соответствии с пунктом 1.2 устава школы, учредителем этого учреждения является администрация Кирилловского муниципального района, имущество школы принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Кирилловский муниципальный район.
На основании постановления главы Кирилловского муниципального района Вологодской области от 27.02.2008 N 120 школе предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование для строительства средней общеобразовательной школы земельный участок площадью 16 900 кв. м с кадастровым номером 35:05:0401024:316, расположенный по адресу: Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Никольский Торжок, ул. Захарьинская, д. 15, из категории земель населенных пунктов.
Упомянутый земельный участок, на котором возведено здание школы, входит в состав земель, включенных в границы национального парка "Русский Север".
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-р "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России" национальный парк "Русский Север", Вологодская область, входит в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России.
Финансирование строительства спорного здания школы в с. Никольский Торжок Кирилловского муниципального района осуществлялось за счёт средств федерального, областного и районного бюджетов в порядке софинансирования в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии бюджету Кирилловского муниципального района Вологодской области на строительство и реконструкцию объектов социальной и коммунальной инфраструктур муниципальной собственности в рамках подпрограммы "Бюджетные инвестиции в развитие социальной и коммунальной инфраструктур" государственной программы Вологодской области "Обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и формирование комфортной среды проживания на 2014 - 2020 годы" от 31.10.2014, и соглашением от 09.06.2016 N 08.612.24.0024 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Вологодской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Вологодской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственной программы субъекта Российской Федерации по содействию создания в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы".
Управлением архитектуры и градостроительства администрации Кирилловского муниципального района школе выдано разрешение на строительство от 15.11.2013 N КО 35312306-27.
Работы по строительству здания школы осуществляло общество с ограниченной ответственностью "СтройЭлектроМонтаж" на основании заключенных со школой договоров от 06.06.2013 и от 09.09.2016.
В соответствии с разрешением от 30.12.2016 N К17 35512306-1-2016, выданным администрацией Кирилловского муниципального района, законченное строительством здание школы введено в эксплуатацию.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, школа с сентября 2017 открыта, в спорном здании осуществляется образовательный процесс.
Администрация района обратилась в Управление Росреестра с заявлением о проведении государственной регистрации права собственности на построенное здание школы.
Управление Росреестра уведомлением от 12.04.2017 N 35/2017-12351 сообщило о приостановлении государственной регистрации права, посчитав, что представленные разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не соответствуют требованиям статьи 51 ГрК РФ, так как земельный участок, в пределах которого расположено здание школы, находится в зоне с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Север" и разрешение на строительство объекта может быть выдано Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Ссылаясь на то, что невозможно осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности района на построенное здание школы в связи с отсутствием разрешения на строительство, выданного Министерством, что нарушает права муниципального образования, так как препятствует в реализации права собственности, администрация района обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций применили статью 222 ГК РФ и пришли к выводу о том, что требования администрации района являются правомерными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды в соответствии с установленными по делу обстоятельствами сделали правильный вывод о том, что спорное здание школы обладает признаками самовольной постройки в связи с тем, что Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации разрешение на строительства этого объекта не выдавалось.
Вместе с тем, суды пришли к обоснованному выводу о том, что имеются предусмотренные статьей 222 ГК РФ основания для признания права собственности на спорный объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Как следует из пункта 2 этой же статьи, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Пунктами 2 и 3 указанной статьи установлено, что земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
Согласно пункту 6 упомянутой статьи земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Национальный парк "Русский Север" общей площадью 166,4 тыс. гектаров создан на основании предложения органов исполнительной власти Вологодской области постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.1992 N 182 в целях сохранения уникальных природных комплексов Вологодского Поозерья, использования их в рекреационных, эколого-просветительских и научных целях.
В состав национального парка включены без изъятия из хозяйственной эксплуатации 80,5 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного и другого назначения. Администрации Вологодской области совместно с Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами предписано уточнить границы национального парка.
Положение о национальном парке "Русский Север" утверждено приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.10.2012 N 345. Согласно указанному положению определены границы национального парка в местной системе координат, в границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации общей площадью 90 тыс. гектаров. На территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учётом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены следующие зоны: заповедная зона, особо охраняемая зона, рекреационная зона, зона охраны объектов культурного наследия, в также зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение, в том числе жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, в пределах которой допускается строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, связанных с обеспечением функционирования расположенных в пределах национального парка границах населенных пунктов.
Суды установили, что вся территория сельского поселения Николоторжского включена в состав национального парка, земельный участок, на котором расположено здание школы, относится к землям поселения и был предоставлен бюджетному общеобразовательному учреждению для строительства здания школы до издания распоряжения Правительства Российской Федерации о передаче национального парка "Русский Север" в ведение Минприроды России, земельный участок расположен в границах зоны хозяйственного назначения национального парка, спорный объект построен в соответствии со схемой территориального планирования Кирилловского муниципального района, утвержденной решением Представительного собрания Кирилловского муниципального района от 08.07.2010 N 82, согласованной с Минприроды, строительство осуществлено за счёт бюджетных средств в процессе реализации государственных программ, направленных на формирование для населения комфортной среды проживания и обеспечение развития образования.
Суды установили, что здание школы построено в соответствии с утвержденной проектной документацией, соответствует требованиям технических регламентов, сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью людей. Требование о сносе спорного здания заинтересованными лицами, в том числе Министерством, не заявлено.
С учётом толкования норм права, приведенного в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суды сделали обоснованный вывод о том, что в данном случае отсутствие разрешения на строительства объекта, выданного Минприроды, является единственным признаком самовольной постройки, и правомерно удовлетворили иск о признании права собственности муниципального района на здание школы.
Доводам подателя жалобы суды дали правильную оценку, правильно применив нормы материального права.
Министерство привлечено к участию в деле, занимало активную позицию, не было лишено возможности реализовать свои права при разрешении судом настоящего спора. Нарушений норм процессуального права, которые являются безусловными основаниями для отмены принятых судебных актов, либо которые привели или могли привести к принятию судом неправильного решения, при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций не допущено.
Суд кассационной инстанции не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.07.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 по делу N А13-5821/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положение о национальном парке "Русский Север" утверждено приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.10.2012 N 345. Согласно указанному положению определены границы национального парка в местной системе координат, в границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации общей площадью 90 тыс. гектаров. На территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учётом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены следующие зоны: заповедная зона, особо охраняемая зона, рекреационная зона, зона охраны объектов культурного наследия, в также зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение, в том числе жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, в пределах которой допускается строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, связанных с обеспечением функционирования расположенных в пределах национального парка границах населенных пунктов.
...
С учётом толкования норм права, приведенного в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суды сделали обоснованный вывод о том, что в данном случае отсутствие разрешения на строительства объекта, выданного Минприроды, является единственным признаком самовольной постройки, и правомерно удовлетворили иск о признании права собственности муниципального района на здание школы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2017 г. N Ф07-14465/17 по делу N А13-5821/2017