21 декабря 2017 г. |
Дело N А66-1712/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Ломакина С.А., Судас Н.Е.,
при участии от открытого акционерного общества "Кашинский завод электроаппаратуры" Рослова В.Н. (доверенность от 13.12.2017 N 26/2017), Макаренко В.В., от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" Воднева А.Н. (доверенность от 28.12.2016 N 012-0186),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017 по делу N А66-1712/2017 (судьи Рогатенко Л.Н., Моисеева И.Н., Тарасова О.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Кашинский завод электроаппаратуры", место нахождения: 171640, Тверская обл., г. Кашин, ул. Анатолия Луначарского, д. 1, ОГРН 1026901660180, ИНН 6909002060 (далее - Завод), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь", место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Крылова, д. 40/29, ОГРН 1026900536101, ИНН 6905062685 (далее - Общество), об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения от 25.10.2016 N 01/17 (далее - Дополнительное соглашение от 25.10.2016) к договору поставки газа от 25.10.2012 N 52-4-6173/12 в части пункта 5, изложив его в редакции Завода, указанной в протоколе разногласий от 29.12.2016 N 1 к Дополнительному соглашению от 25.10.2016.
Решением от 23.05.2017 суд первой инстанции урегулировал разногласия по Дополнительному соглашению от 25.10.2016 и принял пункт 5 в редакции, предложенной ответчиком: "Оптовая цена объемов газа по точке подключения "Котельная промплощадки N 2" определяется с применением постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 333 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ" (далее - Постановление N 333) и составляет на период с 01.01.2017 4531 (четыре тысячи пятьсот тридцать один) рубль за 1 тыс. м куб., кроме этого, НДС согласно действующему законодательству".
Постановлением апелляционного суда от 22.08.2017 решение от 23.05.2017 изменено. Апелляционный суд исключил пункт 5 из Дополнительного соглашения от 25.10.2016, согласившись с редакцией истца.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит постановление от 22.08.2017 отменить, решение от 23.05.2017 оставить в силе.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что Котельная промплощадки N 2 является вновь введенным объектом газопотребления, который до 01.10.2015 не снабжался газом и на который распространяется порядок ценообразования, предусмотренный подпунктом "а" пункта 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения N 1021). Регулируемая оптовая цена на объемы по точке подключения Котельная промплощадки N 2 могла применяться только в случае представления Заводом доказательств, подтверждающих факт выведения из эксплуатации котельной, расположенной по адресу: г. Кашин, ул. Луначарского, д.1 (далее - Котельная N 1). В силу подпункта "б" пункта 15.1 Основных положений N 1021 именно на точку поставки Котельная N 1 распространяется право на получение газа в объеме 2880 тыс. куб. м по регулируемым оптовым ценам.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Завода возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (поставщик) и Завод (покупатель) заключили договор поставки газа от 25.10.2012 N 52-4-6173/12 (далее - Договор), по которому поставщик обязался поставлять покупателю с 01.01.2013 по 31.12.2013 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, а покупатель - принимать и оплачивать газ.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Договора точкой поставки газа по договору является Котельная N 1.
Срок действия Договора стороны неоднократно продлевали путем подписаний дополнительных соглашений к названному договору.
Дополнительным соглашением от 29.03.2016 в Договор включена новая точка поставки - котельная промплощадки N 2 с новым газопотребляющим оборудованием, расположенная по адресу: Тверская обл., г. Кашин, ш. Калининское (далее - Котельная N 2).
Общество направило в адрес Завода для подписания Дополнительное соглашение от 25.10.2016, в соответствии с которым действие Договора продлевается на срок до 31.12.2017 (пункт 1), устанавливаются объем газа на 2017 год по двум точкам поставки газа (Котельная N 1 и Котельная N 2) в размере 2880 тыс. куб. м (пункт 2). По условиям названного дополнительного соглашения оптовая цена объемов газа по точке подключения Котельная N 2, определяется с применением Постановления N 333, которая на период с 01.01.2017 составляет 4531 руб. за 1 тыс. куб. м (налог на добавленную стоимость согласно действующему законодательству) (пункт 5).
Завод подписал Дополнительное соглашение от 25.10.2016 с протоколом разногласий от 29.12.2016 N 1 по пункту 5, предложив исключить этот пункт, и направил его в адрес ответчика.
Поскольку разногласия по Дополнительному соглашению от 25.10.2016 стороны самостоятельно не урегулировали, Завод обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия, приняв пункт 5 Дополнительного соглашения от 25.10.2016 в редакции ответчика.
Апелляционный суд не согласился с решением суда первой инстанции и изменил его, исключив пункт 5 из Дополнительного соглашения от 25.10.2016.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российско й Федерации (далее - ГК РФ) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 3 Основных положений N 1021 цена на газ для потребителя газа на границе раздела газораспределительных сетей и сетей потребителя газа формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Пунктом 15.1 Основных положений N 1021 установлено, что оптовые цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" (далее - ОАО "Газпром") и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):
а) потребители газа, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 01.07.2007 (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами);
б) потребители газа, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
В пункте 15.2 установлен порядок определения предельного минимального и максимального уровней оптовых цен на газ для потребителей, предусмотренных пунктом 15.1 Основных положений N 1021.
Пунктом 15.3 Основных положений N 1021 предусмотрено, что поставщики реализуют газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон в соответствии с пунктами 15.1 и 15.2 Основных положений N 1021, при условии обеспечения ежегодного выполнения обязательств по договорам поставки этого газа в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
Таким образом, порядок ценообразования в рассматриваемый период включает два способа формирования цены:
- регулируемая оптовая цена на газ (определяется уполномоченным в области регулирования цен органом для определенных категорий потребителей), применяемая в отношении объемов газа, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год;
- оптовая цена на газ, определяемая по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, применяемая в отношении объемов газа, приобретаемых конечными потребителями сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год.
Из содержания пунктов 15.1 - 15.3 Основных положений N 1021 следует, что потребители газа, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 года, а также конечные потребители, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год, покупают газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон. По регулируемым ценам потребители приобретают газ только в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год.
Апелляционный суд проанализировал взаимоотношения сторон по поставке газа и установил, что стороны заключили договор поставки и транспортировки газа от 15.12.2006 N 52-4-4773/07 с началом поставки с 01.01.2007 по 31.12.2007, в котором годовой объем поставки газа составил 2880 тыс. куб. м. Точкой поставки являлась Котельная N 1.
Впоследствии стороны заключили долгосрочный договор поставки и транспортировки газа от 25.07.2007 N 52-4-5753/08 с периодом поставки с 01.01.2008 по 31.12.2012, в котором годовой объем поставки газа составил также 2880 тыс. куб. м. Точкой поставки являлась Котельная N 1.
Далее стороны заключили Договор со сроком поставки газа с 01.01.2013 по 31.12.20013, действие которого продлевалось путем заключения сторонами дополнительных соглашений к Договору. Согласованный сторонами объем поставляемого газа по договору из года в год составлял 2880 тыс. куб. м. Договор действует в настоящее время.
Дополнительным соглашением от 29.03.2016 к Договору стороны включили в Договор новый объект - Котельную N 2, указав в пункте 1, что объем поставки газа в 2016 году составляет 2880 тыс. куб. м, в том числе по точкам подключения к газораспределительной сети: Котельная N 1 и Котельная N 2.
В пункте 1 Дополнительного соглашения от 29.03.2016, подписанного без разногласий, стороны согласовали годовой объем поставки на 2017 год с разбивкой по каждой из котельной в пределах общего годового объема газа, предусмотренного Договором - 2880 тыс. куб. м.
Установив, что в данном случае Дополнительным соглашением от 29.03.2016 Завод включил в действующий Договор еще одну точку подключения - Котельную N 2, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Завод как потребитель газа не может являться лицом, на которое распространяются правила подпункта "а" пункта 15.1 Основных положений N 1021.
Из материалов дела следует, что Котельная N 2 является вновь введенным объектом газопотребления и ранее не снабжалась газом.
Между тем, введя в эксплуатацию Котельную N 2, Завод не приобретает объемы газа сверх тех, которые приобретал в 2007 году. В рассматриваемом случае Дополнительным соглашением от 25.10.2016 стороны предусмотрели по двум точкам подключения тот же объем газа, который был зафиксирован в договоре поставки газа на 2007 год. Истец не превысил объемы потребляемого газа, установленные по состоянию на 01.07.2007.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд пришел к правомерному выводу о том, что Завод не относится к потребителям, указанным в подпункте "б" пункта 15.1 Основных положений N 1021.
Таким образом, апелляционный суд, сделав обоснованный вывод о наличии у Завода права на получение газа по регулируемым оптовым ценам в отношении объектов, включенных в Договор, правомерно урегулировал разногласия сторон, исключив пункт 5 из Дополнительного соглашения от 25.10.2017, изменив при этом решение суда первой инстанции.
Поскольку в рассматриваемом случае общий объем поставки газа по Договору после включения в него новой точки подключения не изменился по сравнению с объемом, зафиксированным в договоре поставки на 2007 год, то ссылки ответчика на разъяснения Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ), приведенные в приказе ФСТ от 05.07.2007 N 155-э "Об утверждении Положения об особенностях определения объемов газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021", а также на информационное письмо ФСТ от 11.03.2009 N НБ-1350/90, не состоятельны.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017 по делу N А66-1712/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.