22 декабря 2017 г. |
Дело N А21-469/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Алешкевича О.А. и Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЯнтарьСервисБалтик" Шелеста Р.В. (доверенность от 20.01.2017), от федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" Федотовой Л.И. (доверенность от 29.03.2017 N 046),
рассмотрев 18.12.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯнтарьСервисБалтик" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.03.2017 (судья Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017 (судьи Зотеева Л.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А21-469/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЯнтарьСервисБалтик" (место нахождения: 238560, Калининградская область, город Светлогорск, Аптечная улица, дом 10, ОГРН 1103925022948, ИНН 3906221283; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию "Росморпорт" (место нахождения: 127055, Москва, Сущевская улица, дом 19, строение 7, ОГРН 1037702023831, ИНН 7702352454; далее - Предприятие) и обществу с ограниченной ответственностью "БалтМорСтрой" (место нахождения: 236010, город Калининград, улица Огарева, дом 8, ОГРН 1093925039350, ИНН 3908605831; далее - ООО "БалтМорСтрой") о признании недействительным открытого запроса предложений в электронной форме (КУ 05-16) по выбору организации на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "База СНО п.Рыбачий" в городе Калининграде по Петрозаводской улице, 116, оформленного протоколом заседания комиссии от 28.12.2016 N КУ 05-16/2 Предприятия в лице Калининградского управления Северо-Западного бассейнового филиала Предприятия, и признании Общества победителем оспариваемого открытого запроса предложений (закупка N 31604323043).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 29.03.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неполное выяснение судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судами норм материального права, в частности положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Закон N 223-ФЗ), несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
ООО "БалтМорСтрой" о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 14.11.2016 Предприятие (заказчик) разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе сети Интернет извещение и документацию о проведении открытого запроса предложений в электронной форме (КУ 05-16) по выбору организации на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "База СНО п. Рыбачий" в городе Калининграде по Петрозаводской улице, 116 (далее - документация).
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме от 28.12.2016 N КУ 05/16/2 соответствующими требованиям документации открытого запроса предложений признаны заявки, поступившие от Общества и ООО "БалтМорСтрой".
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений победителем открытого запроса предложений в электронной форме (КУ 05-16) комиссия заказчика признала ООО "БалтМорСтрой", Общество признано участником, занявшим второе место.
Полагая, что действия комиссии заказчика по допуску ООО "БалтМорСтрой" к участию в открытом запросе предложений и признанию его победителем не соответствуют положениям Закона N 223-ФЗ, а также Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), Общество обратилось в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства: ООО "БалтМорСтрой" не представило документы и сведения, подтверждающие наличие опыта выполнения работ, аналогичных предмету спорного запроса предложений; ООО "БалтМорСтрой" представило недостоверные документы об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные бюджетные фонды за прошедший календарный год.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленных требований отказали, сделав вывод об отсутствии правовых и фактических оснований для признания недействительным оспариваемого запроса предложений.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Целями Закона "О защите конкуренции" являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона "О защите конкуренции").
Из части 4 статьи 17 Закона "О защите конкуренции" следует, что нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений установлены в статье 17 Закона "О защите конкуренции", в силу пункта 2 части 1 которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона "О защите конкуренции" положения части 1 названной статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Исходя из части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В пункте 1 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что названный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 3 Закона N 223 в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В части 6 статьи 3 Закона N 223 установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в Положении о закупке товаров, работ, услуг для нужд Предприятия (далее - Положение) предусмотрен открытый запрос предложений (пункт 4.1.1), под которым в пункте 4.5.1 Положения понимается конкурсная процедура, при которой информация о потребностях в товарах, работах, услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте и сайте заказчика извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений. Победителем является участник, предложивший лучшее сочетание условий исполнения договора, содержащихся в заявке на участие в запросе предложений, и/или подтвердивший лучшую квалификацию (качестве, товаров, работ, услуг).
В подпункте 4 пункта 5.3.1.1 Положения установлено, что у участника не должно иметься задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 5% балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При наличии задолженности участник считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в закупке не принято.
Подпунктом 3 пункта 5.3.2.1 Положения предусмотрено, что заказчик вправе предъявить к участникам такое требование о квалификации как наличие за последние два года, предшествующие размещению информации о закупке на официальном сайте и сайте заказчика, опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг стоимостью не менее 50% начальной (максимальной) цены договора, установленной документацией о закупке. Участник должен подтвердить свое соответствие путем представления копий договоров и актов выполненных работ. При этом в документации о закупке должно быть указано, какие товары, работы, услуги будут считаться аналогичными закупаемым товарам, работам, услугам.
В соответствии с пунктом 11.4.4 Положения победителем в проведении запроса предложений признается участник закупки, соответствующий требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса предложений, подавший заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении и документации, и в которой в соответствии с критериями и порядком оценки, установленным в документации о проведении запроса предложений, содержится лучшее сочетание условий исполнения договора.
В пункте 1 раздела 1 документации среди прочих установлены следующие обязательные требования к участникам запроса предложений: отсутствие у участника задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонда за прошедший календарный год, размер которой превышает 5% балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При наличии задолженности участник считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по жалобе на день рассмотрения заявки на участие в запросе не принято; наличие за последние два года, предшествующие размещению информации о запросе на официальном сайте и сайте заказчика, опыта выполнения не менее двух аналогичных работ (договоров), общей стоимостью не менее 50% начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации о запросе. Участник должен подтвердить свое соответствие путем представления копий договоров и актов выполненных работ. Аналогичными работами считаются работы по строительству и реконструкции объектов производственного назначения, в состав которых входят: служебно-производственные здания, котельная, и очистные сооружения ливневых стоков.
Согласно разделу 4 документации "Требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в запросе", заявка участника должна содержать: 5) справку о наличии у участника опыта выполнении работ, аналогичных предмету запроса, 6) копии документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ, аналогичных предмету запроса с учетом требований, установленных пунктом 1 раздела 1 документации, 10) копию справки (акта сверки), выданной (выданного) налоговой инспекцией, об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и санкций, заверенной руководителем организации (уполномоченным лицом), 11) копию форм N 1 "Бухгалтерский баланс" и N 2 "Отчет о финансовых результатах" за два предыдущих года (с отметкой налоговой инспекции) и за последний отчетный период отчетного года (в случаях, когда промежуточная отчетность организации составляется), заверенные печатью организации (при наличии печати), 12) копию формы "Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах", заверенной печатью организации.
Иных требований к документам, подтверждающим соответствие участника названным выше требованиям, документация по запросу предложений не содержит.
Пунктом 11 документации предусмотрено, что комиссия рассматривает заявки на участие в запросе на соответствие требованиям, установленным документацией, и соответствие участников требованиям, установленным в пункте 1 настоящего раздела. Отвечающей требованиям признается заявка, которая соответствует всем положениям, условиям и спецификациям документации и не содержит существенных отклонений и оговорок.
На основании результатов рассмотрения заявок комиссией принимается решение: о допуске участника к участию в запросе; об отказе в допуске участника к участию в запросе. Участник не допускается к участию в запросе, в том числе, в случае: непредставления определенных пунктом 4 настоящего раздела документов, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике или о работах, являющихся предметом запроса; несоответствия требованиям установленным в пункте 1 настоящего раздела; несоответствия заявки требованиям документации, в том числе, если: а) заявка не соответствует форме, представленной в документации и (или) не имеет в содержании обязательной информации согласно требованиям запроса.
В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником в соответствии с пунктом 4 настоящего раздела, а также если у участника имеется задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 5% балансовой стоимости активов участника, заказчик, комиссия вправе отстранить такого участника от участия в запросе на любом этапе его проведения.
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе и определения победителя открытого запроса предложений в электронной форме определен в пункте 13 раздела 1 документации.
По результатам проведения запроса заказчик формирует протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе, содержащий сведения обо всех участниках запроса, подавших заявки, об отклоненных заявках, с обоснованием причин отклонения, о порядке определения победителя, наименование и почтовый адрес победителя в проведении запроса, а также участника, который, по решению комиссии, предложил лучшее после победителя в проведении запроса условия исполнения договора.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что согласно справке, представленной ООО "БалтМорСтрой" в составе заявки, опыт выполнения им работ, аналогичных предмету запроса предложений, подтверждается: договором подряда от 02.09.2013 N 02/09/2013 на выполнение работ по объекту "Реконструкция берегоукрепительных сооружений набережной Адмирала Трибуца в г. Калининграде", стоимость работ 216 547,2 тыс. руб., период выполнения работ сентябрь 2013 года - декабрь 2014 года; договором строительного подряда от 05.11.2013 N 05/11/13 на выполнение работ по строительству и реконструкции объектов административно-производственного назначения на объекте строительства "Реконструкция сооружений набережной Адмирала Трибуца в г. Калининграде (1, 4, 5 этапы)", стоимость работ: 41 005,2 тыс. руб., период выполнения работ: ноябрь 2013 года - март 2015 года. В состав работ по договору от 02.09.2013 N 02/09/2013 вошли такие работы как устройство ливневой канализации на променаде с полным составом работ, а именно, прокладка трубопроводов, устройство колодцев, устройство канализационно-насосной станции, устройство очистных сооружений; устройство водовыпуска в акваторию, устройство низковольтных электрических сетей, прокладка трубопроводов, устройство дорожного покрытия, работы по устройству павильона, а в состав работ по договору от 05.11.2013 N 05/11/13 вошли: внутренние электромонтажные работы, прокладка наружного водопровода, прокладка хозяйственно-бытовой канализации, прокладка ливневой канализации, молниезащита здания, вентиляционные работы внутри здания, система цифрового охранного видеонаблюдения, устройство теплового пункта и системы отопления здания.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, по вышеуказанным договорам ООО "БалтМорСтрой" выполнялись работы, аналогичные необходимым для выполнения по спорному запросу предложений, данные работы выполнялись в течение двух лет до размещения извещения о проведении спорного запроса предложений.
При таких обстоятельствах является законным и обоснованным вывод судов о соблюдении ООО "БалтМорСтрой" требований пунктов 5 и 6 раздела 4 конкурсной документации.
Судебными инстанциями также установлено, что в составе своей заявки ООО "БалтМорСтрой" представило копию справки N 41109 об отсутствии задолженности по налогам и сборам по состоянию на 21.11.2016, исполнив таким образом требование пункта 10 раздела 4 конкурсной документации.
Исходя из вышеприведенных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела, суды двух инстанций сделали правильный вывод о соответствии ООО "БалтМорСтрой" требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса предложений, о правомерности его допуска к участию в запросе предложений и об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Общества.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка, а потому суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017 по делу N А21-469/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯнтарьСервисБалтик" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.