25 декабря 2017 г. |
Дело N А56-84052/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Подвального И.О., Соколовой С.В.,
при участии от государственного казенного учреждения "Управление строительства Ленинградской области" Базановой Я.И. (доверенность от 11.04.2017 N 01-17-304/17-0-0) и Глинкевича Р.В. (доверенность от 04.12.2017 N 01-17-79/2017), от государственного казенного учреждения "Управление строительства Ленинградской области" Буткова В.В. (доверенность от 01.12.2017 N 222-АПО), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Хрущ В.Д. (доверенность от 25.09.2017 N 199),
рассмотрев 19.12.2017 в открытом судебном заседании кассационные жалобы государственного казенного учреждения "Управление строительства Ленинградской области" и Комитета государственного заказа Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2017 (судья Денисюк М.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 (судьи Семенова А.Б., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу N А56-84052/2016,
установил:
Государственное казенное учреждение "Управление строительства Ленинградской области", место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, ОГРН 1034700559398, ИНН 4703053973 (далее - Учреждение, ГКУ "УС ЛО"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), от 11.10.2016 по делу N 1335-03-7724-РЗ/16.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет государственного заказа Ленинградской области, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, литера "А", ОГРН 1107847230842, ИНН 7842434812 (далее - Комитет); общество с ограниченной ответственностью "Ризалит", место нахождения: 191123, Санкт-Петербург, Шпалерная улица, дом 34, помещение 14Н, ОГРН 1027809236146, ИНН 7825068250 (далее - Общество, ООО "Ризалит").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017, в удовлетворении заявленных требований ГКУ "УС ЛО" отказано.
По настоящему спору в кассационную инстанцию поступили две кассационные жалобы, в которых Учреждение и Комитет, ссылаясь на нарушение судами двух инстанций норм материального права, а именно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), просят отменить вынесенные по настоящему делу решение и постановление и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податели указанных жалоб полагают ошибочными выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях ГКУ "УС ЛО" вменяемых ему нарушений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
В судебном заседании представители Учреждения и Комитета поддержали приведенные в кассационных жалобах доводы, а представитель УФАС возражал против удовлетворения данных жалоб.
ООО "Ризалит" надлежащим образом извещено о месте и времени судебного заседания, однако в суд своих представителей не направило, в связи с чем кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ранее ГКУ "УС ЛО" (заказчик) провело открытый аукцион в электронной форме ("Извещение" N 0145200000416001690) "на право заключения контракта на выполнение работ по строительству спортивного комплекса волейбола в городе Сосновый Бор" (далее - аукцион).
Полагая, что заказчик неправомерно установил требования, содержащиеся в "Документации об электронном аукционе на строительство спортивного комплекса волейбола в городе Сосновый Бор N торгов ЭА-1344/16" (далее - Аукционная документация) в части требования об объективности описания объекта закупки, ООО "Ризалит" обратилось в УФАС с жалобой от 04.10.2016 (вх. N 7724) на действия Учреждения. По результатам рассмотрения этой жалобы Управление вынесло решение от 11.10.2016, согласно которому жалоба Общества признана обоснованной, а в действиях ГКУ "УС ЛО" выявлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ, выразившееся в необъективном описании объекта закупки. На основании указанного решения УФАС в тот же день (11.10.2016) выдало заказчику - Учреждению и его аукционной комиссии предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленного нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, ГКУ "УС ЛО" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций в полной мере исследовали и оценили доказательства представленные участниками спора, а также приведенные ими доводы. Суды согласились с мнением Управления о том, что действия заказчика не соответствуют положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ. В этой связи суды двух инстанций указали на наличие у Управления правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого заявителем решения и выдачи предписания.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалоб Учреждения и Комитета в силу следующего.
В силу части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в числе прочих, следующим правилом - использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Таким образом, заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик объекта закупки, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела Управление установило, что в Аукционной документации описание объекта закупки было сформулировано способом, исключающим возможность однозначного восприятия действительных потребностей заказчика.
Материалами рассматриваемого дела подтверждается, что в пункте 3 Технического задания вышеназванного аукциона предусмотрено, что работы по объекту (строительство спортивного комплекса волейбола) должны быть выполнены в соответствии с разработанной обществом с ограниченной ответственностью "И.Т. Синтез" проектной документацией (Приложение N 3 к Техническому заданию) и согласованной в установленном порядке государственной экспертизой (заключение от 14.04.2016 N 47-1-1-3-0066-16 в Приложении N 4 к Техническому заданию), сметной документацией (Приложение N 2 к Техническому заданию), обеспечив их надлежащее качество.
В Приложении N 5 к Техническому заданию определены "требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям". Данным Приложением N 5 установлены требования к 712 товарам. В их числе: требования к электродам установлены в 85 случаях; к доскам - в 50 случаях; к грунтовке - в 36 случаях; к растворителю - в 27 случаях; к олифе - в 34 случаях; к канату стальному - в 27 случаях; к раствору кладочному - в 76 случаях; к шурупам и винтам - в 40 случаях; к гвоздям - в 13 случаях; клейкой полиэтиленовой ленте - в 15 случаях. При этом требования к товарам, которые оказывают непосредственное влияние на конструкцию объекта, в Аукционной документации отсутствуют.
Проанализировав содержание Аукционной документации (в частности Приложения N 5 к Техническому заданию), суды первой и апелляционной инстанций установили, что при описании одних и тех же товаров (товаров которым в соответствии с ГОСТ соответствует один и тот же ряд конкретных характеристик для каждого конкретного наименования или типа), установлено требование об указании сведений по значениям одних и тех же показателей, в одном случае в виде диапазона значений, а в другом, - в виде одного конкретного числа.
Так, в пунктах 36, 69, 102, 135, 200, 526, 558 и 659 упомянутого Приложения N 5 указан следующий товар: "Битумы нефтяные строительные марки "Б11-90/10, соответствующие ГОСТ 6617-76". То есть, указан один и тот же товар, обладающий, в соответствии с ГОСТ определенным набором характеристик. При описании указанного товара заказчиком выделен такой показатель как "Растворимость". Однако в пунктах 36, 69, 102, 135, 200, 526 и 558 Приложения N 5 значение по данному показателю указан в виде конкретного не интервального значения (одного числа), в то время как по пункту 659 - в виде конкретного интервального значения (два числа).
Аналогичные исключения сделаны для товара по пункту 355 "Ксилол нефтяной марки "А", соответствующий ГОСТ 9410-78" в сравнении с тем же товаром по пунктам 687 и 127 в части показателя "Температура самовоспламенения", а также для товара по пункту 371 "Олифа комбинированная" в сравнении с тем же товаром по иным позициям в отношении показателя "Кислотное число".
При этом суды констатировали отсутствие должного обоснования со стороны заказчика в лице Учреждения установления требований об указании сведений по значениям одних и тех же показателей в одном случае в виде диапазона значений, в другом - в виде конкретного числа (заявителем не обосновано к каким именно помещениям и в связи с чем установлены либо более жесткие, либо минимальные требования к конкретным показателям вышеуказанных товаров).
Из смысла частей 6 и 7 статьи 52, части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 3 и 4 "Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, суды двух инстанций заключили, что требования к работам и товарам, которые имеют принципиальное значение, влияющие на надежность и безопасность объекта, установлены исключительно проектной документацией и разрабатываемой с целью реализации в процессе строительства содержащихся в ней решений рабочей документации.
Ссылаясь на положения ГОСТ Р 21.1101-2013 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" суды также указали, что те работы, механизмы и оборудование, которые являются принципиальными при производстве строительства, определяются проектной и рабочей документации. При этом состав оборудования, изделий и материалов, предназначенный для комплектования, подготовки и осуществления строительства определяется в спецификации. В отношении других товаров, которые могут быть использованы в ходе выполнения работ, строительным организациям надлежит руководствоваться действующими нормативными документами, регламентирующими качество таких работ.
Применительно к рассматриваемому спору суды установили, что в проектной и рабочей документации вышеназванного аукциона предусмотрены спецификации. Однако в Приложении N 5 к Техническому заданию приведены ссылки только на позиции локальных смет и отсутствуют ссылки на спецификации. При этом в указанных позициях локальных смет прописаны только виды работ, а не товары (материалы). Вместе с тем в данном Приложении N 5 установлены требования к электродам (пункты 2, 10, 18 и т.д.), в том числе требование к диаметру электрода 4 мм. Листом 10 раздела ИТС-2015.01-ПОС-ПЗ проектной документации аукциона установлено, что все заводские соединения выполняются автоматической и полуавтоматической сваркой по ГОСТ 14771-76. ГОСТ 8713-79. Материалы для сварки, соответствующие принятым в проекте маркам стали и району строительства, назначаются по табл. Г.1 СП 16.13330-2011 "Стальные конструкции". Монтажные соединения могут выполняться электродами типа Э46а. Э50а. При этом, табл. Г.1 СП 16.13330-2011 "Стальные конструкции" предусматривает, как использование электродов, так и порошковой проволоки.
Проанализировав содержание указанных документов, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что ни проектной, ни рабочей документацией, ни СП 16.13330-2011 не установлены какие-либо специальные требования к диаметру электродов. В проектной документации отсутствуют принципиальные или обязательные требования к использованию электродов конкретных марок и конкретного диаметра, следовательно, при производстве работ строительной организацией могут быть выбраны те марки и материалы, которые будут отвечать техническим требованиям, в соответствии со спецификой объекта и требованиями ГОСТ, установленными проектной документацией.
Однако в ходе рассмотрения настоящего дела, а также в судебном заседании кассационной инстанции представители Учреждения так и не смогли обосновать - каким именно образом предъявленные требования к указанным характеристикам электродов обуславливают действительные объективные потребности заказчика.
Оценив описание объекта закупки, приведенное в Аукционной документации, суды аргументировано согласились с выводами Управления о наличии со стороны заказчика в лице ГКУ "УС ЛО" нарушений требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Основываясь на законности оспариваемых ненормативных актов УФАС, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали ГКУ "УС ЛО" в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 по делу N А56-84052/2016 оставить без изменения, а кассационные жалобы государственного казенного учреждения "Управление строительства Ленинградской области" и Комитета государственного заказа Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.