г. Санкт-Петербург |
|
11 января 2018 г. |
Дело N А56-81597/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Ломакина С.А., Матлиной Е.О.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Малышевой И.И. (доверенность от 23.11.2017 N 01-30-932/17), от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района" Мамедовой Л.И. (доверенность от 11.01.2017),
рассмотрев 11.01.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.05.2017 (судья Томпакова Г.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2017 (судьи Слобожанина В.Б., Сотов И.В., Черемошкина В.В.) по делу N А56-81597/2016,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская улица, дом 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района",, место нахождения: 195030, Санкт-Петербург, проспект Ударников, дом 39, корпус 1, ОГРН 1089847175000, ИНН 7806386539 (далее - Общество), о взыскании 476 435 руб. 54 коп. задолженности за водоотведение за период с 01.04.2016 по 31.07.2016 и 31 028 руб. 37 коп. законной неустойки, начисленной с 01.06.2016 по 30.11.2016.
Решением от 02.05.2017 иск удовлетворен частично: с Общества в пользу Предприятия взыскано 438 476 руб. 56 коп. задолженности и 26 913 руб. неустойки.
Постановлением апелляционного суда от 15.09.2017 указанное решение изменено. С Общества в пользу Предприятия взыскано 273 828 руб. 81 коп. задолженности и 16 860 руб. 42 коп. неустойки. В удовлетворении остальной части иска отказано. Распределены судебные расходы по делу.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме.
Предприятие указывает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 внесены изменения в пункт 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), в связи с чем с 01.07.2016 подпункт "в" пункта 21 указанных правил не применяется для определения объема сточных вод. Предприятие считает, что с 01.07.2016 определение объема водоотведения в отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета, необходимо производить исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, поставленной в многоквартирные дома.
В судебном заседании представитель Предприятии поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против е удовлетворения.
Поскольку постановлением от 15.09.2017 решение от 02.05.2017 изменено, то в кассационном порядке проверена законность постановления.
Как следует из материалов дела, Предприятие и Общество (абонент) 21.08.2015 заключили договор N 11-004277-ЖФ-ВО водоотведения (далее - Договор), по условиям которого Предприятие обязалось принимать в централизованную систему канализации сточные воды от многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, проспект Энтузиастов, дом 39, корпус 1, литера А, а абонент - производить оплату за сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества в сроки и в порядке, предусмотренным Договором.
Порядок учета объема количества принятых (сброшенных) сточных вод установлен в разделе 2 Договора.
В силу пунктов 3.4, 3.5 и 3.6 Договора расчеты абонента с Предприятием производятся по тарифам, устанавливаемым органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, путем выставления Предприятием платежных требований в банк, обслуживающий Предприятие, и поручает ему получить от абонента платеж и зачислить денежные средства на расчетный счет Предприятия. Денежные средства списываются со счета абонента в порядке акцепта. Срок оплаты - 15 календарных дней.
Во исполнение Договора Предприятие в период с 01.04.2016 по 31.07.2016 оказало услуги по водоотведению населению многоквартирного жилого дома, находящегося в управлении Общества, и выставило счета-фактуры и платежные требования, которые последнее в полном объеме не оплатило.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом обязательства по оплате оказанных услуг по водоотведению, Предприятие начислило законную неустойку и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнений).
Суд первой инстанции, признав необоснованным требование об оплате услуг водоотведения на сумму 37 958 руб. 98 коп., частично удовлетворил иск за вычетом этой суммы.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции и изменил решение. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь контррасчетом ответчика, частично удовлетворил иск за вычетом 202 606 руб. 73 коп.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила об энергоснабжении, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку услуги по водоотведению в данном случае оказывались населению многоквартирного жилого дома, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила N 354.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как установили суды, в спорный период истец оказал населению многоквартирного дома, находящегося в управлении ответчика, услуги по водоотведению, которые ответчик в полном объеме не оплатил.
Разногласия сторон возникли по вопросу о порядке определения объема водоотведения в отношении жилого дома, оборудованного общедомовыми приборами учета холодной и горячей воды, но не оборудованного общедомовыми приборами учета сточных вод.
В рассматриваемом случае истец рассчитал объем водоотведения по показаниям общедомовых приборов учета водоснабжения, приняв объем водоотведения равным объему водопотребления.
Ответчик считает, что расчет истца не соответствует действующему законодательству, поскольку в спорный период отсутствовал норматив водоотведения на общедомовые нужды и у истца не имелось правовых оснований для начисления платы за соответствующую услугу.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 и пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными, а в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), при этом условия публичного договора, не соответствующие таким правилам, ничтожны.
Таким образом, к отношениям сторон должны применяться положения Правил N 354, определяющие состав соответствующих коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения (пункты 42, 59 Правил N 354 и формула 4 приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) (пункт 48 Правил N 354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 приложения N 2 к названным Правилам).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды.
Определение объема водоотведения на общедомовые нужды исходя из учтенных средствами измерений объемов воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжения, противоречит требованиям Правил N 354.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что задолженность ответчика перед истцом за оказанные в спорный период услуги по водоотведению подлежит определению без учета повышенного норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению (поскольку действующее законодательство не предусматривает применение данного норматива к услуге по водоотведению и обязательности установки прибора учета сточных вод) и не включает стоимость услуг по водоотведению на общедомовые нужды (так как прибор учета, фиксирующий объем этой услуги, отсутствует и в Правилах N 306 не определен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды).
Указанный вывод апелляционного суда соответствует приведенным выше нормам права и судебно-арбитражной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2017 N 305-ЭС16-18079 по делу N А41-94822/15, от 19.09.2017 N 307-ЭС17-12527 по делу N А56-45308/2016).
Довод жалобы о том, что с 01.07.2016 в соответствии с действующим законодательством объем водоотведения многоквартирного жилого дома принимается равным объему воды, полученной из всех источников водоснабжения, отклоняется судом кассационной инстанции. Внесение постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 изменений в Правила N 124, не привело к изменениям в Правилах N 354, которые в спорный период регулировали отношения сторон. Кроме того, до внесения изменений в подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 приведенная в данной норме формула применялась не полностью, так как значение объемов водоотведения на общедомовые нужды не определялось (равнялись нулю).
Кассационная инстанция считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, процессуальных нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2017 по делу N А56-81597/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.