г. Санкт-Петербург |
|
24 января 2018 г. |
Дело N А56-82675/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2018 года.
Арбитражный суд Северо - Западного округа в составе
председательствующего Матлиной Е.О.,
судей Ломакина С.А., Серовой В.К.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" Журкович А.А. (доверенность от 16.06.2017 N 18), от федерального казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Климовой Н.Ю. (доверенность от 10.11.2017 N 57), от Министерства обороны Российской Федерации Маклакова А.В. (доверенность от 15.03.2017 N 212/1/93),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы федерального казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2017 (судья Судас Н.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2017 (судьи Савина Е.В., Мельникова Н.А., Семиглазов В.А.) по делу N А56- 82675/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (место нахождения: 190098, Санкт-Петербург, Галерная ул., д. 20-22, лит. "А", ОГРН 1047833020058, ИНН 7838024362; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (место нахождения: 191055, Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д. 10, ОГРН 1117847144876, ИНН 7841443420; далее - Командование) о взыскании 130 649 руб. 77 коп. долга по оплате тепловой энергии, потребленной в июне 2016 на объектах, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, Ждановская ул., д.13, лит. "А"; Петроградская наб., д. 2/4 и Пионерская ул., д. 20, лит. "А", а также 11 456 руб. 98 коп. пеней за период с 21.07.2016 по 14.11.2016 в соответствии с частью 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а при недостаточности у Командования денежных средств Общество просило произвести взыскание в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны (далее - Министерство) за счет казны Российской Федерации.
Определением от 20.04.2017 произведена замена Командования на надлежащего ответчика - федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547; далее - Учреждение).
Решением от 25.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.09.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Учреждения в пользу Общества взыскано 130 649 руб. 77 коп. долга и 11 456 руб. 98 коп. законной неустойки, а при недостаточности у Учреждения денежных средств постановлено произвести взыскание в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства за счет казны.
В кассационных жалобах Учреждение и Министерство, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, просит отменить решение от 25.05.2017 и постановление апелляционной инстанции от 01.09.2017.
В судебном заседании представители Учреждения и Министерства подтвердили доводы, изложенные в кассационных жалобах, а представитель Общества просил оставить решение от 25.05.2017 и постановление апелляционной инстанции от 01.09.2017 без изменения, полагая их правомерными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Учреждение в июне 2016 года фактически потребляло отпущенную Обществом на объекты по адресам: Санкт-Петербург, Ждановская ул., д. 13, лит. "А"; Петроградская наб., д. 2/4 и Пионерская ул., д. 20, лит. "А" тепловую энергию.
Ссылаясь на наличие у Учреждения задолженности по оплате потребленной объектами Учреждения тепловой энергии, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
То обстоятельство, что поставка энергии происходила в отсутствие договора заключенного в установленном порядке договора, правомерно не принято судом в качестве исключающего обязанность Учреждения по оплате фактически потребленной его объектами энергии.
Факт получения лицом энергоресурса как самостоятельного блага является достаточным основанием для возникновения обязательства по оплате этого энергоресурса именно у получателя.
В соответствии с положениями статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием в том числе для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), сумм налога к вычету. Обязательными реквизитами счета-фактуры являются, в частности стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
В силу статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета при оплате соответствующих расходов казначейство требует предоставления только счетов-фактур. Иными словами, наличие счетов-фактур является подтверждением факта надлежащего оказания услуг и их стоимости.
Поскольку согласно материалам дела спорные объекты находятся в оперативном управлении Учреждения, обязанность по оплате поставленной тепловой энергии должно нести Учреждение.
Ссылка Министерства на наличие заключенного с АО "ГУ ЖКХ" государственного контракта от 21.09.2015 N 5-ТХ, приведенная в качестве обстоятельства, исключающего обязанность Учреждение по оплате оказанных услуг, правомерно отклонена судом, поскольку Общество стороной упомянутого контракта не является.
Оснований в подтверждение отсутствия у ответчиков обязанности оплатить поставленную на спорные объекты тепловую энергию судом по материалам дела не установлено.
В силу статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В данном случае - Министерство.
Одновременное обращение с исковыми требованию к основному и субсидиарному должникам произведено в целях процессуальной экономии.
Таким образом кассационная инстанция считает правильным вывод суда об удовлетворении заявленных Обществом требований за счет Учреждения, а при их недостаточности за счет субсидиарного должника в лице Министерства и. не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2017 по делу N А56 - 82675/2016 оставить без изменения, а кассационные жалобы федерального казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.