г. Санкт-Петербург |
|
29 января 2018 г. |
Дело N А26-2511/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.01.2018.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кудина А.Г.,
судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сетлес" Михайлова П.С. (доверенность от 17.10.2016),
рассмотрев 29.01.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сетлес" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.05.2017 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 (судьи Колосова Ж.В., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А26-2511/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сетлес", место нахождения: 186801, Республика Карелия, поселок Импилахти, Сортавальское шоссе, дом 70, ОГРН 1021000905529 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу, место нахождения: 185031, Республика Карелия, город Петрозаводск, Мурманская улица, дом 22, ОГРН 1081001001927 (далее - Управление), от 06.03.2017 N 11-433 об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов и возложении обязанности выдать фитосанитарные сертификаты по заявлениям от 03.03.2017 с N 11-06-5997 по N 11-06/6047.
Решением суда первой инстанции от 16.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.08.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Управление о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, по условиям внешнеторгового контракта от 26.01.2017 N 9/2017 Общество обязалось поставить на эспорт щепу технологическую хвойных пород (еловую и сосновую) в количестве 100 000 плотных куб.м.
Данный товар включен в перечень подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (утвержден Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 318).
Общество 03.03.2017 в Управление подало 52 заявления о выдаче фитосанитарных сертификатов на 52 партии подкарантинной продукции (щепы), в том числе 13 заявлений на 364 куб.м. (по 28 куб.м. в партии), 4 заявления на 114 куб.м. (по 28 куб.м. в партии) и 35 заявлений на 1015 куб.м. (по 29 куб.м. в партии).
Управление 06.03.2017 приняло решение N 11-433 об отказе в выдаче фитосанитарного сертификата в связи с представлением неполного комплекта документов - отсутствие заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции к заявлениям от 03.03.2017 с N 11-06-5997 по N 11-06-6047.
По заявлению N 11-06-5996 выдан фитосанитарный сертификат N 246100602070317010.
Общество не согласилось с решением Управления, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 206-ФЗ) вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера.
Фитосанитарный сертификат - документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, сопровождает партию подкарантинной продукции, удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения (пункт 37 статьи 2 Закона N 206-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 29 Закона N 206-ФЗ фитосанитарный сертификат на партию подкарантинной продукции, вывоз которой осуществляется из Российской Федерации, выдается на основании заявления участника внешнеэкономической деятельности, заключения о карантинном фитосанитарном состоянии такой подкарантинной продукции, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений.
Порядок выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений. Данный порядок должен предусматривать возможность переоформления фитосанитарного сертификата, в том числе во время нахождения в пути партии подкарантинной продукции (часть 5 статьи 29 Закона N 206-ФЗ).
Полномочия по выдаче фитосанитарных сертификатов предоставлены Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору в силу пункта 5.2.9 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327.
В целях реализации части 5 статьи 29 Закона N 206-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4207; 2015, N 29, ст. 4359), в соответствии с подпунктом 5.2.25(84) Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 12.06.2008 N 450 приказом Минсельхоз России от 13.07.2016 N 293 утвержден Порядок выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата (далее - Порядок N 293).
В пунктах 1 и 2 Порядка N 293 установлено, что порядок устанавливает правила рассмотрения заявлений на выдачу, а также принятия решения о выдаче или отказе в выдаче фитосанитарного сертификата (далее - ФСС), реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений (далее - уполномоченный орган).
ФСС оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.
Согласно пункту 28 статьи 2 Закона N 206-ФЗ партия подкарантинной продукции - это количество однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю.
Пунктом 8 Порядка N 293 предусмотрено, что для выдачи ФСС, юридические лица подают заявление по рекомендуемым образцам (приложение N 1), а также следующие документы.
Названные документы перечислены в подпункте 8.1. пункта 8 Порядка N 293 к которым относятся:
1) копия договора (контракта), на основании которого производится вывоз подкарантинной продукции с территории Российской Федерации (в случае заключения указанного договора (контракта);
2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом;
3) заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции;
4) акт карантинного фитосанитарного обеззараживания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации в области карантина растений и (или) требованиями страны-импортера.
Суды обоснованно указали, что для получения государственной услуги заявителю необходимо подтвердить соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения, путем проведения и получения заключения о карантинном лабораторных исследований фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, на партию которой предполагается получение ФСС.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 352 "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг" предусмотрено, что услуга по установлению карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции, включая все виды фитосанитарных анализов и экспертиз, выдача заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции оказывается за счет средств заявителя.
Согласно пункту 14 Порядка N 293 уполномоченный орган или территориальное подразделение уполномоченного органа принимает решение об отказе в выдаче ФСС по одному из следующих оснований:
- представление неполного комплекта документов;
-содержание в документах недостоверных сведений;
-представление неправильно оформленных документов;
-несоответствие подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям страны-импортера;
-введение страной-импортером временных фитосанитарных мер по ограничению на вывоз подкарантинной продукции из Российской Федерации;
-наличие неустраненных нарушений в области карантина растений, касающихся заявленной продукции, мест ее заготовки, хранения и переработки, а также способов ее транспортировки.
Таким образом, как правильно сочли суды, выдача фитосанитарного сертификата юридическому лицу на вывоз с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), предоставляется Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора на каждую партию подкарантинной продукции осуществляется на основании заявления и заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции.
Суды сделали правильный вывод о том, что рассмотрение каждого заявления и приложенных к нему документов для выдачи фитосанитарного сертификата является самостоятельным действием для оказания государственной услуги, не находящимся в прямой зависимости от того факта, что заявителем может быть подано несколько заявлений на однородную продукцию и в один период времени.
В данном случае судами установлено и из материалов дела следует, что Управлением были рассмотрены 52 заявления Общества на выдачу фитосанитарных сертификатов на щепу технологическую хвойных пород, которая. Из 52 заявлений, поданных Обществом, только одно заявление соответствовало требованиям, установленным для выдачи фитосанитарного сертификата - к заявлению прилагалось заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции щепы технологической еловых пород от 16.02.2017 N 10003-1956, выданного Карельским филиалом ФГБУ "ВНИИКР", количество подкарантинной продукции определено в размере 1500 куб. м.
Также судами установлено, что основанием для отказа в выдаче сертификатов по 51 заявлению Общества явилось непредставление к заявлениям заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции.
Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, обоснованно сочли, что основания для выдачи испрашиваемых фитосанитарных сертификатов у Управления отсутствовали.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.05.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 по делу N А26-2511/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сетлес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.