г. Санкт-Петербург |
|
29 января 2018 г. |
Дело N А56-67976/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Рудницкого Г.М.,
судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от администрации муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области Лаврентьевой Н.С. (доверенность от 09.01.2018); от акционерного общества "Ксил" Тараканова С.А. (доверенность от 30.05.2017),
рассмотрев 23.01.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2017 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 (судьи Кашина Т.А., Колосова Ж.В., Полубехина Н.С.) по делу N А56-67976/2016,
установил:
Акционерное общество "Ксил", место нахождения: 188517, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, дер. Лаголово, Советская ул., стр. 48, пом. 1, ОГРН 1027801551480, ИНН 7802121203 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области, место нахождения: 188502, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, д. Горбунки, д. 5А, ОГРН 1024702186442, ИНН 4720007053 (далее - Администрация района), о признании недействительным уведомления от 11.02.2016 N 137/7, устанавливающего ежеквартальную арендную плату в 2016 году в размере 3 219 750 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования "Ломоносовский район" Ленинградской области (далее - Комитет), администрация муниципального образования Лаголовское сельское поселение муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
Решением от 25.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.09.2017, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация района, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы считает, что поскольку категория земель, вид разрешенного использования и местоположение арендуемого земельного участка определяются в соответствии с его кадастровым паспортом или правоустанавливающим документом, вывод судов о том, что арендуемый участок относится к землям промышленности с разрешенным использованием для размещения объектов капитального строительства, ошибочен.
Администрация района полагает, что Обществом выбран ненадлежащий способ защиты своих прав.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Администрации подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация района в лице Комитета (арендодатель) и Общество (арендатор) 31.12.2003 заключили договор N 187 аренды земельного участка площадью 45 000 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Русско-Высоцкая волость, дер. Лагово, из земель сельскохозяйственного назначения для проведения изыскательских работ в целях определения возможности проектирования размещения предприятия по выпуску детской игровой мебели, садово-парковой мебели, малых архитектурных форм, сроком действия на 11,5 месяцев.
По акту приема-передачи от 31.12.2003 участок передан арендатору.
Дополнительными соглашениями от 17.12.2004, 30.12.2005, 08.02.2008 к договору срок его действия продлевался. По истечении Общество в отсутствие возражений Администрации района продолжаио использовать земельный участок.
В соответствии с соглашением от 27.04.2011 стороны расторгли договор аренды и впоследствии в отношении указанного земельного участка заключили новый договор от 27.04.2011 N 1008 аренды сроком на 11,5 месяцев с последующей пролонгацией в порядке статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2.1 договора от 27.04.2011 размер арендной платы рассчитывается согласно приложению N 3 к договору (327 484 руб. 53 коп. (базовый размер арендной платы) = 4,5 га (площадь арендуемого участка) * 36 387 руб. 17 коп. (расчетная ставка за 1 га) * 2 (коэффициент для расчета базового размера арендной платы).
Пунктом 2.2 договора установлено, что размер арендной платы может быть изменен арендодателем в бесспорном и одностороннем порядке, предусмотренном пунктом 2.6 договора.
В соответствии с пунктом 2.6 одностороннее изменение арендодателем его условий согласно пунктам 2.2, 2.3, 2.5 производится в случае принятия нормативных актов законодательными и исполнительными органами Российской Федерации, Ленинградской области, органами местного самоуправления муниципального образования "Ломоносовский район". Изменение условий, предусмотренных пунктами 2.2, 2.3, 2.5, оформляется путем направления арендодателем соответствующего уведомления арендатору, В уведомлении указывается момент вступления в силу изменений условий, которые в текст договора не вносятся и регистрации не подлежат.
Письмом от 11.02.2016 N 137/7 Комитет уведомил Общество об изменении размера арендной платы на 3 219 750 руб. в квартал, применив коэффициент разрешенного использования (далее - Кри), равного 30, исходя из категории земельного участка - использование земельного участка сельскохозяйственного назначения не для целей сельскохозяйственной деятельности.
Общество 14.03.2016 в ответ на указанное письмо направило в Комитет возражения относительно нового размера арендной платы.
Письмами от 25.03.2016 N 348 и 18-1510/16-0-1 Комитет и Администрация указали на соответствие установленного Кри, равного 30, данным кадастрового паспорта от 22.03.2016 N 47/201/16-184861.
Общество, полагая, что изменение размера арендной платы совершено незаконно, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, не установив правовых оснований для применения арендодателем Кри, равного 30, при определении размера арендной платы за земельный участок на 2016 год, удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено следующее. К договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. Дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно пункту 1.2 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520, арендная плата за земельный участок определяется в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель, видом разрешенного использования, местоположением, обеспеченностью объектами инфраструктуры.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации классифицируются по целевому назначению на категории, в том числе могут быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения и землям населенных пунктов.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном этим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Указанный порядок предусмотрен статьей 84 ЗК РФ и согласно подпункту 1 пункта 1 этой статьи установлением или изменением границ населенных пунктов является, среди прочего, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Статьей 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, указанных в данной норме.
К числу таких исключительных случаев, допускающих перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ отнесено установление или изменение черты населенных пунктов.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Изменение границ населенных пунктов в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ допускается в том числе путем изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
На основании части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов и утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
В силу пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса к документам территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы поселений и городских округов.
Таким образом, судами правомерно указано, что перевод земель иных категорий, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, в земли населенных пунктов, осуществляется путем изменения границ населенных пунктов путем внесения изменений в генеральный план муниципального образования в части границ соответствующего населенного пункта, а последний из указанных этапов перевода земель иных категорий в земли населенных пунктов статьями 8, 18 Градостроительного кодекса отнесен к полномочиям органа местного самоуправления.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, генеральным планом муниципального образования Лаголовское сельское поселение муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденным решением Совета депутатов от 12.09.2014 N 31, которое было опубликовано в газете "Балтийский луч" N 38 от 19.09.2014, Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования Лаголовское сельское поселение муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденными решением Совета депутатов от 24.12.2014 N 28 (далее - Правила землепользования и застройки), спорный земельный участок отнесен к категории земель "земли населенных пунктов".
В соответствии с частью 6 статьи 23 Градостроительного кодекса к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Согласно пункту 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
В составе материалов по обоснованию генерального плана Лаголовского сельского поселения (том III исходно-разрешительной документации, часть 5.3 в редакции от 30.05.2014, стр. 23) спорный земельный участок был учтен в списке земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, включаемых в проект генерального плана муниципального образования Лаголовское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в земли других категорий, а именно - в земли населенных пунктов.
Участок под порядковым номером "22" также отражен в Схеме современного состояния инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры (в составе материалов по обоснованию генерального плана, опубликованных в приложении к газете "Балтийский луч" от 22.09.2014), из которого следует, что земельный участок расположен в границах муниципального образования Лаголовское сельское поселение муниципального образования "Ломоносовский район" Ленинградской области.
Суды также указали, что факт отнесения земельного участка к землям населенных пунктов подтверждается выпиской из генерального плана от 13.08.2015 N 416 и решением Совета депутатов от 24.12.2014 N 28, согласно которому земельный участок отнесен к территориальной зоне П-1 "Строительная промышленность", разрешенное использование - размещение объектов капитального строительства (выписка из Правил землепользования и застройки).
Перевод спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов произведен в соответствии с требованиями статьи 84 ЗК РФ, статей 7, 8 Закона N 172-ФЗ и статьи 8 Градостроительного кодекса уполномоченным публичным органом - органом местного самоуправления.
На основании пункта 2 статьи 7 ЗК РФ каждая из категорий земель используется в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным уведомление об изменении арендной платы от 11.02.2016 N 137/7.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 по делу N А56-67976/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.